ВЫХОД ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЯ

Содержание статьи:

  1. Вступление
  2. Виды правителей:
    2.1 Справедливый мусульманин
    2.2 Несправедливый и нечестивый правитель из числа мусульман
    2.3 Неверный, вероотступник.
  3. Условия выхода против правителя не мусульманина
  4. Порицание правителя языком
  5. Кто выступает против правителя?

ВСТУПЛЕНИЕ

Поистине, вся хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и просим о помощи, прощении и наставлении на прямой путь. К Нему мы обращаемся за защитой от зла наших душ и от наших скверных деяний. Кого Аллах наставит на прямой путь, того никто не введет в заблуждение, а кого Он введет в заблуждение, того никто не наставит на прямой путь.

Я свидетельствую, что нет истинного бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник.

А затем:

В данной статье будет разобран вопрос касаемо выхода против правителя с разных сторон и ответы на известные сомнения, которые сеются со стороны разных людей.


ВИДЫ ПРАВИТЕЛЕЙ

Правителем мусульман в этом мире может оказаться один из трех:

  1. Справедливый мусульманин;
  2. Несправедливый и нечестивый мусульманин;
  3. Неверный, вероотступник.

Мы упомянем религиозное постановление, связанное с каждым из них. Но прежде поясняем, что под словом «правитель» не всегда подразумевается «мусульманин». Правитель — это тот, кто правит и тот, кто обладает властью на этой территории вне зависимости от того мусульман он, неверный или вероотступник. Синонимом слову «правитель» являются слова: «президент, король, монарх, император, султан, царь, князь, халиф, шах, фараон и т.д.»

Поэтому когда читаете какие-то религиозные писания в отношении правителей, надо смотреть на контекст того, а каком правителе тут идёт речь, мусульманин он или нет.

1. Справедливый мусульманин

Против такого правителя запрещено выступать. В этом единогласны ученые (иджма). Всевышний Аллах сказал:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا الرَّسُولَ وَأُولِي الْأَمْرِ مِنكُمْ

«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас». Сура «ан-Ниса», аят 59.

Множество пророческих хадисов указывают на необходимость подчинения правителям из числа мусульман. Мы уже упомянем некоторые из них, а также приведём слова больших учёных, но прежде скажем, что справедливость не означает, что правитель защищен от ошибок во всех своих словах и делах. Нет, он подобен всем остальным людям. Он может совершать ошибки и некоторые грехи. Однако, если известно, что он остерегается несправедливости и всегда старается исправить свои ошибки, то он является справедливым правителем.

Имам аль-Лялякаи передал слова имама аль-Бухари, да помилует его Аллах:

«Я встретил более тысячи мужей из числа обладателей знания (жителей Хиджаза, Мекки, Медины, Куфы, Басры, Уасыта, Багдада, Шама и Египта). Я встречался с ними много раз, поколение за поколением, и я застал их в большом количестве уже на протяжении более чем сорока шести лет. Я дважды встречался с учеными Шама, Египта и Джазиры. Четырежды был в Басре и шесть лет провел в Хиджазе. Я не могу сосчитать, сколько раз я посещал Куфу и Багдад…».

А затем он упомянул их убеждения: «И мы не оспариваем власть с теми, кто ею обладает, ибо пророк сказал ﷺ: «Три вещи, к которым не может питать ненависть сердце мусульманина: искреннее совершение деяний ради Аллаха, подчинение правителям мусульман и пребывание в общине мусульман, ведь их мольба охватывает тех, кто за ними».

А Всевышний Аллах сказал: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас».

И мы не считаем дозволенным выступать с мечом против общины Мухаммада ﷺ». См. «Шарх усуль и′тикад ахли ссунна уаль джама′а», 1/193.

Также передал имам аль-Лялякаи убеждения имама Ахмада ибн Ханбаля, да помилует его Аллах, который сказал:

«Кто выступит против правителя мусульман, вокруг которого объединились люди и признали его правление, и нет разницы, пришел ли он к власти с их согласия или же взял власть силой, тот расколол единство мусульман и пошел в противоречие тем хадисам, которые пришли от посланника Аллаха ﷺ. Если он умрет в таком состоянии, то он умрет смертью времен доисламского невежества (джахилии). Ни одному человеку не дозволено сражаться с правителем или выступать против него. А кто сделает это, тот – сторонник новшеств (мубтади′), который не следует сунне и не находится на прямом пути». См. «Шарх усуль и′тикад ахли ссунна уаль джама′а», 1/175. 

Сказал имам Ибн Хаджар, да помилует его Аллах:

«Знатоки фикха единогласны в обязательности подчинения правителю, который взял власть силой, и в том, что необходимо сражаться с ним в одном ряду, и подчинение ему лучше, чем выступление против него, ибо посредством этого защищается кровь мусульман и распространяется спокойствие среди подданных». См. «Фатх уль-Бари шарх Сахих аль-Бухари», 7/13.

′Убада ибн ус-Самит (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Мы присягнули посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушать и повиноваться в благоденствии и в нужде, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать ясными доказательствами этого, (полученными) от Аллаха». См. Аль-Бухари, 7055; Муслим, 1709.

Передается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха ﷺ сказал: «С тремя не заговорит Аллах в День Воскресения, не посмотрит на них и не очистит их, и им (уготовано) мучительное наказание…», а затем упомянул среди них: «…и человеку, который присягает правителю только ради мирских (благ), и если тот даёт ему это, выполняет (своё обещание), а если нет, то нарушает его». См. Аль-Бухари, 7212; Муслим, 108.

Передается от Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк ﷺ сказал: «Мусульманин обязан слушать и повиноваться тому, что ему нравится и что не нравится, если только не будет велено ему совершить что-нибудь греховное, а если велят ему совершить грех, то не следует ни слушать, ни повиноваться (в этом грехе)». См. Аль-Бухари, 7144; Муслим, 1839.

Сообщается со слов Ибн ′Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что пророк ﷺ сказал: «Пусть тот, кто не одобрит какие-либо (дела) своего правителя, проявляет терпение, ибо, поистине, вышедший из повиновения правителю (хотя бы) на пядь умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилийи». См. Аль-Бухари, 7053.

Сказал Мухаммад ибн Наср аль-Маруази:

«Искреннее отношение к правителям мусульман означает желание того, чтобы они были праведными, благоразумными, справедливыми, желание того, чтобы община объединилась вокруг них, нелюбовь к тому, чтобы община была разобщена и выступала против них. Также человек должен считать частью своей религии подчинение им ради покорности Аллаху. Он должен ненавидеть тех, кто выступает против правителей. Он должен любить и чтить правителей ради Аллаха». См. «Та′зыму кадри ссалят», 2/693-694.

2. Несправедливый и нечестивый правитель из числа мусульман

Несправедливый и нечестивый правитель этот тот, кто занимается тиранией в отношении собственного народа, который совершает разные мерзости отвергаемые исламом, НО это его нечестие и несправедливость не доходят до уровня неверия т.е. он остаётся всё еще мусульманином. Даже против такого правителя мусульманина по единогласному мнению учёных (иджма) запрещено выходить.

Сказал имам ан-Науауи, да помилует его Аллах:

«Что касается выступления и сражения против правителей, то это запрещено по единогласному мнению мусульман, даже если эти правители являются нечестивцами и тиранами. Об этом говорится во многих хадисах. Приверженцы сунны единогласны в том, что правителя не отстраняют из-за его нечестия» См. «Шарх Сахих Муслим», 12/229.

Передают со слов ‘Ауфа ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: «Лучшими из ваших правителей станут те, которых будете любить вы и которые будут любить вас, за которых вы будете обращаться к Аллаху с мольбами и которые будут обращаться к Аллаху с мольбами за вас. Худшими же из ваших правителей станут те, которых будете ненавидеть вы и которые будут ненавидеть вас, которых вы будете проклинать и которые будут проклинать вас». Тогда люди спросили: «О посланник Аллаха, так не надо ли будет нам противиться таким?». Он сказал: «Не (надо делать этого), до тех пор, пока они будут совершать молитвы среди вас». См. Муслим, 1855.

Сказал имам ат-Тахауи:

«Мы не считаем дозволенным выступать против наших правителей и обладателей власти, даже если они чинят несправедливость. Мы не обращаемся с мольбами против них и не нарушаем присягу. Мы считаем, что подчинение им – это подчинение Всемогущему и Великому Аллаху, пока правители не велят ослушаться Аллаха. Мы просим у Аллаха для них праведности и благополучия» См. «Шарх аль-′акыда ат-тахауия», 2/418.

Сообщается со слов Ибн ′Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что пророк ﷺ сказал: «Пусть тот, кто не одобрит какие-либо (дела) своего правителя, проявляет терпение, ибо, поистине, вышедший из повиновения правителю (хотя бы) на пядь умрёт подобно тому, как умирали во времена джахилийи». См. Аль-Бухари, 7053.

Хузейфа ибн уль-Яман (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ сказал: «После моей смерти появятся правители, которые не будут руководствоваться моим руководством и не будут следовать за моей сунной. И среди них будут люди с сердцами шайтанов в образе людей!». Я спросил: «О посланник Аллаха, а как мне поступить, если я застану это время?». (Пророк ﷺ) ответил: «Слушай и повинуйся правителю, даже если он бьет тебя по спине и забирает твое имущество. Слушай и повинуйся!» См. Муслим, 1847.

Передают, что Уаиль аль-Хадрами рассказывал: «Однажды Саляма ибн Язид аль-Джу’фи спросил посланника Аллаха ﷺ: «О пророк Аллаха, скажи, что ты повелишь нам (делать), если власть над нами получат такие правители, которые будут требовать от нас то, что полагается им, но станут отказывать нам в том, на что имеем право мы?» — но (пророк ﷺ) отвернулся от него [Пророк ﷺ поступил так, решив дождаться откровения свыше.]. Потом тот спросил об этом во второй (или: в третий) раз, и тогда аль-Аш’ас ибн Кайс привлёк его к себе и сказал: «Слушайте и повинуйтесь, ибо они (понесут ответственность) за то, что возложено на них, а вы — за то, что возложено на вас».

В другой версии этого хадиса сказано: «…и тогда аль-Аш’ас ибн Кайс привлёк его к себе, а посланник Аллаха ﷺ сказал: «Слушайте и повинуйтесь, ибо они (понесут ответственность) за то, что возложено на них, а вы — за то, что возложено на вас» См. Муслим, 1846.

Таким образом, нарушение правителями прав подданных не освобождает последних от выполнения возложенных на них обязанностей.

Также Ибн Мас′уд (да будет доволен им Аллах) передал, что пророк ﷺ сказал: «Поистине, после меня станут отдавать предпочтение (другим) и (будут совершаться такие) дела, которые вы не одобрите». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, что же ты велишь нам?». Пророк ﷺ ответил: «Вы должны будете выполнять то, что вам предписано, и молить Аллаха о том, что вам причитается» См. Аль-Бухари, 3603; Муслим, 1843.

Имам Ахмад ибн Ханбаль, да помилует его Аллах, рассказывал:

«Однажды во времена правления аль-Уасика факыхи Багдада собрались у Абу ′Абдуллаха и сказали ему: «Поистине, это дело (заблуждение о сотворенности Корана) приняло серьезный оборот и распространилось! Мы не довольны его правлением и властью». (Ахмад) начал дискутировать с ними на этот счет и сказал: «Вам следует порицать (порицаемое) в своих сердцах, но не нарушайте присягу и не разобщайте ряды мусульман. Не проливайте свою кровь и кровь мусульман вместе с вами. Взгляните на то, каков будет итог вашего дела».

И также он говорил: «Нарушение присяги правителю не является правильным делом. Это дело  противоречит тому, что пришло в преданиях (от предшественников)». См. «ас-Сунна», 1/133.

Сказал шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шинкыти:

«Правильное мнение, в котором нет сомнений, заключается в том, что запрещено снимать правителя, если только он не совершит явного неверия, относительно которого у людей есть довод от Аллаха», затем он упомянул некоторые хадисы на эту тему и сказал: «Все эти религиозные тексты указывают на то, что запрещено выступать против правителя, даже если он совершает недозволенные вещи, если только он не совершит явного неверия, на которое указывает религиозные довод из Книги Аллаха и Сунны Его посланника r. Это неверие должно быть явным, то есть очевидным, в котором нет путаницы и сомнения». См. «Адуа уль-баян фи тафсир аль-Куран биль Куран», 1/29-30.

Сказал шейх ислама Ибн Теймия:

«Убеждения сторонников хадиса – это оставление сражения против несправедливых властителей и проявление терпения в отношении их несправедливости». См. «Маджму′ аль-фатауа», 4/444.

Сказал аль-Хасан ибн ′Али аль-Барбахари:

«Кто выступит против правителя мусульман, тот является хариджитом, который расколол единство мусульман и пошел в противоречие хадисам. Если он умрет в таком состоянии, то умрет смертью джахилии. Запрещено сражаться против правителя и запрещено выступать против него, даже если он чинит несправедливость. Посланник Аллаха ﷺ сказал, обращаясь к Абу Зарру аль-Гыфари: «Проявляй терпение, даже если (правитель) будет эфиопским рабом!».

Также посланник Аллаха ﷺ сказал, обращаясь к ансарам: «Проявляйте терпение, пока не встретите меня у Водоема!».

Сражение с правителями не относится к сунне, ибо это несет за собой порчу в мирской жизни и религии. Разрешено сражаться с хариджитами, если они покусились на имущество, жизни и семьи мусульман. Однако, если они бросятся в бегство, нельзя их преследовать; нельзя добивать их раненных; нельзя брать невольников из их числа; нельзя убивать пленников из их числа. И знай, что нет подчинения человеку, если речь идет об ослушании Аллаха». См. «Шарх ус-сунна», стр. 58-59.

Мы упомянули слова некоторых ученых, передававших единогласное мнение (иджма′) в этом вопросе. Также мы упомянули некоторые хадисы и предания предшественников, в которых содержится повеление подчиняться правителям, запрещение нарушать присягу, повеление проявлять терпение перед несправедливостью со стороны правителей.

Сказал шейх Мухаммад аль-Амин аш-Шинкыти:

«Правильное мнение, в котором нет сомнений, заключается в том, что запрещено снимать правителя, если только он не совершит явного неверия, относительно которого у людей есть довод от Аллаха», затем он упомянул некоторые хадисы на эту тему и сказал: «Все эти религиозные тексты указывают на то, что запрещено выступать против правителя, даже если он совершает недозволенные вещи, если только он не совершит явного неверия, на которое указывает религиозные довод из Книги Аллаха и Сунны Его посланника ﷺ. Это неверие должно быть явным, то есть очевидным, в котором нет путаницы и сомнения». См. «Адуа уль-баян фи тафсир аль-Куран биль Куран», 1/29-30.

3. Неверный, вероотступник.

Если мусульманин пришел к власти, а затем стал неверующим, причем его неверие является явным без никаких сомнений, то ученые единогласны в том, что обязательно нужно отстранить его от власти и выступить против него. Однако здесь ставится условие – у мусульман должна быть сила для того, чтобы сместить его и поставить на его место мусульманина. Если же подданные не могут сместить его, то они должны делать то, что в их силах.

′Убада ибн ус-Самит (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Мы присягнули посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушать и повиноваться в благоденствии и в нужде, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать ясными доказательствами этого, (полученными) от Аллаха» См. Аль-Бухари, 7055; Муслим, 1709.

Сказал хафиз Ибн Хаджар в комментарии к этому хадису:

«Если со стороны правителя изошло явное неверие, то запрещено подчиняться ему в этом. Напротив, обязательно нужно сражаться против него по мере возможностей, как об этом сказано в хадисе» См. «Фатх уль-Бари», 7/13.

Также хафиз Ибн Хаджар сказал:

«Ученые единогласны в том, что правителя смещают по причине неверия, и в этом должен участвовать каждый мусульманин. Кто имеет возможность выполнить это, тому – награда. А если кто-то заискивает перед этим правителем, то он совершает грех. Если же человек не имеет сил сместить этого правителя, то он обязан переселиться из этой земли». См. «Фатх уль-Бари», 13/123. 


УСЛОВИЯ ВЫХОДА ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЯ НЕ МУСУЛЬМАНИНА

Из ранее опубликованных доводов мы видим, что по единогласному мнению учёных запрещено выходить против правителя мусульманина, вне зависимости от того, является он нечестивцем или справедливым правителем, поэтому ниже пойдёт речь о том, каким образом можно выступить против неверующего правителя т.к. в основе выход разрешён, но это разрешение имеет в себе условия, без которых оно становиться не действительным.

Сказал шейх Ибн Баз:

«Только в том случае, когда мусульмане увидят явное неверие, на которое у них будет довод от Аллаха. В таком случае нет греха на них, если они выступят против этого правителя, чтобы сместить его, если у них есть сила для этого. Если же у них нет силы для этого или же выход против правителя приведет к еще более худшему злу, то они не должны выходить против него. Им не разрешается выходить против правителя в этом случае. Это делается для сохранения всеобщих польз мусульман. Шариатское правило, в котором единогласны все ученые, гласит: «Не разрешается устранять зло посредством того, что является еще более скверным злом!». Мусульмане должны либо устранить зло, либо уменьшить его. Если же устранение зло приведет к еще большему злу, то это недозволенно по единогласному мнению ученых.

Если эта группа, которая хочет сместить правителя, совершившего явного неверие; если у этой группы есть сила, чтобы сместить правителя, и есть возможность заменить его праведным и благим мусульманином, и за этим выходом не последует большого вреда мусульманам, или такого зла, которое еще хуже, чем зло, исходившие от этого правителя, то нет на них никакого греха.

Если же за выходом против правителя последует огромная порча, нарушение безопасности, причинение несправедливости людям, убийства тех, кто не заслуживает убиения, и другие виды великого зла, то выступать против правителя не разрешается» См. «Маджму′ фатауа Ибн Баз», 8/203-204.

Шейх Ибн ′Усеймин, да помилует его Аллах, сказав:

«Следует знать, что не разрешено выступать против власти, кроме как при соблюдении условий, которые разъяснил пророк ﷺ, как это пришло в хадисе со слов ′Убады ибн ус-Самита (да будет доволен им Аллах). Он сказал: «Мы присягнули посланнику Аллаха ﷺ в том, что будем слушать и повиноваться в благоденствии и в нужде, в лёгком и трудном, даже если нас будут обделять, и не станем пытаться лишить власти тех, кому она будет принадлежать, если только не увидим (проявлений) очевидного неверия и не будем располагать ясными доказательствами этого, (полученными) от Аллаха». См. Аль-Бухари, 7055; Муслим, 1709.

  1. Первое условие – «…если только вы не увидите…». То есть вы должны быть твердо убеждены в том, что правитель действительно совершил неверие.
  2. Второе условие – действие, совершенное правителем, должны быть большим неверием, а не просто нечестием. Если правители совершают грехи, то выход против них не становится дозволенным, какими бы великими эти грехи не были.
  3. Третье условие – «…очевидное неверие…». То есть неверие должно быть явным и очевидным. Оно не должно подразумевать каких-нибудь двояких толкований.
  4. Четвертое условие – «…на которое у вас будет от Аллаха явный довод…». То есть люди должны опираться на явный довод из Корана, Сунны или единогласного мнения (иджма′). Вот четыре условия.
  5. Пятое условие – это условие извлекается из общих основ исламской религии. Люди, выступающие против правителя, должны иметь силу (кудра), чтобы свергнуть власть. Если же у них нет сил, то дело обернется против них, а не в их пользу. Тогда вред будет гораздо больше, чем вред, исходящий от молчания об этой власти.

Чтобы свергнуть власть секуляристов в какой-нибудь стране непременно нужно соблюсти эти пять условий. Если же одно из этих условий не соблюдено, то запрещено выступать против власти». См. «Та′ликат ′аля рисаля раф′ уль-асатын фи хукм аль-иттисаль би ссалятын», стр. 55-56.

Шейх Ибн уль-Каййим, да помилует его Аллах, говорит:

«Пророк ﷺ обязал членов своей общины порицать порицаемое, чтобы посредством этого порицания появилось одобряемое, которое любимо Аллаху и Его посланнику ﷺ. Если же из-за порицания порицаемого появляется нечто более порицаемое и ненавистное для Аллаха и Его посланника ﷺ, то не нужно порицать это порицаемое, даже если Аллах ненавидит его и тех, кто его совершает. Это, например, касается порицания властителей и правителей путем выхода против них. Это является основой всякого зла и смуты до самого конца времен.

Если человек поразмышляет над теми великими и малыми смутами, что случались с исламом, то он найдет причину именно в этом – в том, что люди не смогли стерпеть порицаемое и стали требовать его устранения, а за этим последовало более великое зло. Посланник Аллаха ﷺ видел в Мекке великие порицаемые явления, но он не мог их изменить. И даже, когда Аллах открыл перед ним Мекку и она стала исламским городом, пророк ﷺ хотел перестроить Каабу и сделать ее такой, какой она была во времена (пророка) Ибрахима. Он был способен на это, но отказался от этой идеи из-за того, что боялся того, что случится более великое зло – то, что курейшиты не смогут перенести это зрелище, ибо они только недавно приняли ислам и совсем недавно отказались от неверия. Именно поэтому также пророк ﷺ не позволил порицать правителей путем физических действий, ибо за этим следует более великое зло».

Затем он сказал: «Порицание порицаемого бывает четырех степеней:

  1. Порицание в результате которого порицаемое исчезает и на его место приходит одобряемое;
  2. Порицание в результате которого порицаемое уменьшается, хоть и не исчезает полностью;
  3. Порицание в результате которого порицаемое исчезает, но на его место приходит точно такое же порицаемое явление;
  4. Порицание в результате которого порицаемое исчезает, но на его место приходит нечто еще более порицаемое.

В первых двух случаях ислам узаконил порицание порицаемое. В третьей ситуации обладатели знания сами решают порицать или нет (делают иджтихад). А в четвертой ситуации порицание порицаемого становится запретным». См. «И′лям уль-муваккы′ин ′ан Рабб иль-′алямин», 3/12.


ПОРИЦАНИЕ ПРАВИТЕЛЯ ЯЗЫКОМ

Языки черпают слова из сердца. Обычно, если человек скрывает нечто в своём сердце, это обязательно проявляется на его лице или в его случайных словах. Например, если человек скрывает в сердце ненависть к правителям, то ты видишь, как он начинает упоминать их недостатки, распространяя их в собраниях людей и с минбаров. Доходит даже до того, что он считает их благие качества дурными, а их грехи – неверием. Если правители дают ему что-то, он доволен, а если они не дают ему ничего, он гневается.

Выход против правителя языком (хурудж биль лисан) заключается в том, что человек подстрекает других людей выступать против правителя и приукрашивает это выступление в их глазах. Он заставляет простых людей ненавидеть правителей и распространяет перед всеми их ошибки.

Нет никаких разногласий в узаконенности и обязательности повеления людям одобряемого, ибо это установлено в текстах Корана и Сунны. В текстах Корана и Сунны пришло, что мы должны искренне относиться к обладателям власти и к простым людям. И общеизвестно, что если какой-либо человек совершает порицаемое, мы не должны молчать.

Всевышний Аллах говорит:

كُنتُمْ خَيْرَ أُمَّةٍ أُخْرِجَتْ لِلنَّاسِ تَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَتَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ 

«Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое и удерживая от предосудительного». Коран 3:110

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Религия – это искреннее отношение (насыха)».
Сподвижники спросили: «По отношению к кому?».
Пророк ﷺ ответил: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к предводителям мусульман, и к мусульманам вообще».
Муслим, 55.

Также есть вопрос порицания правителей в их присутствии, если они совершают нечто дурное. В этом вопросе присутствует разногласие среди обладателей знания. Некоторые считали это дозволенным, другие – запретным, а третьи – связывали религиозное постановление с пользой или вредом. См. «Шарх Сахих Муслим», 18/118, ан-Науауи; «Му′амалят уль-хуккам фи дауи аль-Китаб уа ссунна», стр. 109, ′Абд ус-Салям ибн Барджис; «Сильсиля аль-лика аль-мафтух», Ибн ′Усеймина; «ас-Сейль уль-джаррар», стр. 965, аш-Шаукани.

Для пользы посмотрите этот ролик:

Также нет ничего страшного, если человек открыто порицает нечто порицаемое, не упоминая при этом самих правителей. То есть, например, он порицает прелюбодеяние, ростовщичество и другие дурные явления, предостерегает от них людей, предостерегает от их опасности, предостерегает от наказания Всемогущего и Великого Аллаха. Однако, предостерегая от всего этого, он не ругает правителей и возбуждает людей против них. См. «Маджму′ фатауа Ибн Баз», т. 8, стр. 210-211

Что же касается открытого порицания правителей среди людей, то именно этот вопрос является предметом нашего обсуждения. Ниже будут приведены доводы, указывающие на категорический запрет данного действия, с соизволения Всевышнего Аллаха.

Выступление против правителя языком имеет множество проявлений. Именно поэтому обладатели знания называли этот вид выступления одним из самых опасных. Что касается тех людей, которые выступают против правителей языком, то ученые называли их «ка′адия» («отсиживающиеся хариджиты»). Этот вид хариджитов является одним из самых наихудших и скверных.

Выход против правителя языком может проявлять в следующем:

  • Человек открыто призывает людей выступать против правителей.
  • Человек распространяет ошибки правителей среди людей.
  • Человек издевается над правителями или над теми приказами, которые они издают.
  • Человек чрезмерно восхваляет некоторых правителей других стран, этим самым показывая людям упущения и недостатки правителей своей страны.
  • Человек распространяет ошибки чиновников и тех, кто работает вместе с правителями.
  • Человек восхваляет группировки хариджитов, будь они древними или современными, превозносит их лидеров и их поступки.
  • Человек сначала делает правителю наставления наедине, а затем сообщает людям о том разговоре, который состоялся между ним и правителем.
  • Человек распространяет слухи и различные лживые рассказы среди людей, чтобы простые массы людей перестали доверять своим правителям.
  • Человек требует отпустить заключенных из тюрем через средства массовой информации.

На какие доводы мы опираемся, когда говорим об этом?!

Пришло очень много религиозных доводов, указывающих на запретность выступления против обладателей власти языком. Запрещено злословить о них и распространять их ошибки перед массами людей. Все это влечет за собой множество дурных последствий, среди которых вызывание вражды по отношению к правителям в сердцах простых людей, придание смелости простым людям против правителей, умаление достоинства правителей и уменьшение почтенного отношения к ним. Все это ведет к хаосу и вооруженному выступлению против правителей.

На эту тему передается множество хадисов и также пришли многочисленные хадисы, запрещающие открыто порицать правителя перед людьми, ибо это становится причиной вооруженного выступления против них и исчезновения почетного отношения к ним со стороны людей. Я упомяну лишь некоторые из этих хадисов.

Сказал благородный пророк ﷺ: «Если кто-либо хочет сделать наставление правителю, то пусть возьмет его за руку и уединится с ним. Если правитель примет его, то примет, а если он отвергнет наставление, то этот человек уже исполнил свою обязанность». Передал Ибн Аби ′Асым в «ас-Сунна», № 1098, том 2, стр. 522.

Говорит имам Ибн Баз, да помилует его Аллах:

«Когда невежественные хариджиты распахнули двери зла во времена (халифа) ′Усмана, да будет доволен им Аллах, и начали открыто порицать ′Усмана, усилилась смута, сражение и нечестие, следы которого люди ощущают вплоть до наших дней. По их причине произошла смута между ′Али и Му′ауией, и убийство ′Усмана и ′Али, да будет доволен ими Аллах. По причине открытого порицания правителей и упоминания их недостатков было убито множество сподвижников и простых людей. Из-за этого многие люди возненавидели своих правителей и убивали их»а затем шейх упомянул вышеупомянутый хадис.

Также в этом вопросе передается множество слов праведных предшественников, да помилует их Аллах. Все они говорят, что выступление против правителей может быть не только оружием, но и языком. Все они говорят, что нельзя исправлять правителя в его отсутствии перед массами людей. Исправлять правителя нужно в соответствии с руководством пророка ﷺ. Путь праведных предшественников учитывает вопросы пользы и вреда.

Усама ибн Зайд, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что однажды люди спросили его: «Не зайдёшь ли ты к ′Усману, чтобы поговорить с ним?». В ответ им Усама сказал: «Неужели вы думаете, что я разговариваю с ним только в вашем присутствии? Клянусь Аллахом, я говорил с ним наедине, не сделав того, чего я не хотел бы делать первым». Аль-Бухари, 3267; Муслим, 2989.

Сказал Ибн Хаджар, да помилует его Аллах: «То есть я говорил с ним о том, о чем вы сейчас говорите мне, однако я учитывал вопросы пользы и соблюдал нормы благопристойности, и говорил с ним наедине, чтобы не возбуждать смуты и т. п.». См. «Фатх уль-Бари», 13/51.

Сказал ′Абдуллах ибн ′Укейм: «После (смерти) ′Усмана я больше никогда не будут помогать в убийстве халифа». Тогда кто-то спросил: «А разве ты помогал его убить?». Он ответил: «Я считаю упоминание (перед людьми) его недостатков помощью в его убийстве». Передал Ибн Аби Шейба, 6/362. Также см. «ат-Табакат аль-кубра», 3/80, Ибн Са′д.

Са′ид ибн Джумхан рассказывал:

«Однажды я посетил ′Абдуллаха ибн Аби Ауфу, когда он уже лишился зрения. Я поприветствовал его салямом, а он спросил: «Кто ты?». Я ответил: «Я — Са′ид ибн Джумхан». Он спросил: «Как поживает твой отец?». Я ответил: «Его убили азракиты» (одно из течений хариджитов). Тогда он сказал: «Да проклянет Аллах азракитов! Да проклянет Аллах азракитов! Посланник Аллаха ﷺ однажды сказал нам, что: «они – собаки Огня». Я спросил: «Это касается только азракитов или всех хариджитов?!». Он ответил: «Всех хариджитов». Тогда я сказал: «Но правитель притесняет людей и делает с ним (то-то и то-то)». Тут он взял меня за руку, сильно сжал ее и сказал: «Горе тебе, о Ибн Джумхан! Тебе следует держаться общины людей! Тебе следует держаться общины людей! Если правитель прислушивается к тебе, то приди к нему домой и сообщи ему о том, что ты знаешь. Если он примет от тебя, (то это прекрасно), а если нет, то оставь его, ибо ты не более знающ, чем он!». Передал имам Ахмад в «Муснаде», 32/157, № 19415, и другие

И говорит Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах:

«Первым проявлением лицемерия является то, что человек ругает своего правителя!». Передал аль-Бейхакы в «Шу′аб уль-иман», 12/29, № 8959

Са′ид ибн Джубейр рассказывал: «Однажды я спросил у Ибн ′Аббаса: «Должен ли я велеть своему правителю совершать одобряемое?!». Он ответил: «Если ты боишься, что он убьет тебя, то – нет. А если ты все-таки решишь это сделать, то делай это с ним наедине!».Передал аль-Бейхакы в «Шу′аб уль-иман», 10/73, № 7186.

После этого мы понимаем опасность тех, кто распространяется об ошибках обладателей власти. Что же тогда сказать о том, кто прямо побуждает выступать против них?! Это является основой всякого зла и несчастья.

ОПРОВЕРЖЕНИЕ СОМНИТЕЛЬНОГО ДОВОДА

№1

Некоторые люди говорят:

«Да, мы согласны что выходить против правителя мусульманина нельзя, но порицать его языком, публично, в не его присутствия можно»

И в опровержении этим словам, мы уже привели разные доводы выше и также приведём вам слова шейха Усаймина, который чётко говорит, что нет никакой разницы между словесным порицанием вне присутствии правителя и вооруженным выходом т.к. одно без другого невозможно.

Говорит имам Мухаммад ибн Салих ибн ′Усеймин, да помилует его Аллах:

«Мы точно убеждены в том, что невозможно вооруженное выступление против правителя, кроме как перед этим люди выступают против него языком и словом». См. «ат-Та′лик ′аля рисаля раф′ уль-асатын», стр. 34

В качестве довода на то, чтобы порицать публично правителя в не его присутствия, люди приводят разные предания, где говориться об открытом порицании правителей, но все эти придания упоминаются в контексте порицания как раз в присутствии правителя, поэтому приведём наиболее популярные высказывания на этот счёт

№2

Также некоторые люди приводят в качестве довода хадисы и слова предшественников, которые указывают, по их мнению, на дозволенность открытого порицания правителя в его отсутствии. Например, они приводят в качестве доказательства слова пророка ﷺ: «Поистине, одним из самых великих видов джихада является справедливое слово, высказанное возле несправедливого правителя!».Ат-Тирмизи, 2174.

Но этот хадис никак не указывает на дозволенность злословия о правителе и распространения его ошибок среди простых людей. Этот хадис указывает на необходимость порицания порицаемого в присутствии правителя, так как пророк ﷺ сказал: «…высказанное возле несправедливого правителя…»То есть перед этим правителем, а не отсиживаясь у себя на диване за компьютером или тем более проживая в другой стране, при это говоря в отсутствии правителя.

Сказал имам Салих аль-Фаузан:

«В хадисе сказано: «…высказанное возле несправедливого правителя…». То есть в разговоре с ним. Пророк ﷺ не сказал, что нужно порицать правителя, стоя на минбарах или улицах. Напротив, это делается в присутствии правителя. Аллах сказал, обращаясь к Мусе и Харуну: «Идите же оба к нему [к Фараону]».  А также: «И скажите ему слово мягкое». Аллах не сказал им: «Говорите о нем в городах, на улицах и в собраниях людей. А правители мусульман больше заслуживают правильного отношения, чем Фараон». См. «аль-И′лям би кейфияти насб иль-имам филь ислям», стр. 29.

№3

Передают со слов Хусейна [ибн ‘Абд ар-Рахмана ас-Сулями], что [однажды], увидев, как Бишр ибн Марван стоит на минбаре с [высоко] поднятыми руками, ‘Умара ибн Руайба воскликнул: «Да обезобразит Аллах эти руки! Я видел, как [в подобных случаях] посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал руками только такие движения», и он сделал знак указательным пальцем. См. Мухтасар Сахих Муслим 419

Опять же тут речь идёт о порицание за поступок, в присутствии правителя т.к. ‘Умара ибн Руайба «…увидел…и воскликнул…» т.е. находился на таком расстоянии, чтобы точно увидеть и оценить поступок и сказал это так, чтобы услышали другие на этой хутбе (иначе другие люди не услышали и не передали бы эту историю) где находился он и правитель одновременно.

№4

Передают, что Тарик ибн Шихаб сказал: «Марван (ибн аль-Хакам) был первым, кто стал читать хутбу перед молитвой в день праздника. (Когда он приступил к чтению), к нему подошёл какой-то человек и сказал: “(Праздничную) молитву следует совершать перед хутбой”. (Марван) сказал: “Теперь так уже не делают”. (Услышав это), Абу Са’ид (аль-Худри да будет доволен им Аллах) сказал: “Что касается этого (человека), то он выполнил свой долг, ибо я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Пусть тот из вас, кто увидит (нечто) порицаемое, изменит это собственноручно. Если он не сможет (сделать) этого, (пусть изменит порицаемое) своим языком, а если не сможет (и этого), то — своим сердцем, что будет наиболее слабым (проявлением) веры”». См. Муслим 49, Абу Дауд 1140 и 4340, ат-Тирмизи 2172

Если человек поразмышляет над этим хадисом, то поймет, что этот хадис, в действительности, является доводом против тех, кто открыто злословит о правителях, а не доводом в их пользу т.к. тут говориться: «…к нему подошёл какой-то человек и сказал…» т.к. сказал в его присутствии.

Поэтому когда вам кто-то приводит какой-то хадис, всегда обращайте внимание на то, приводят ли вам его в полной форме или вырывают из контекста, а также посмотрите о какой форме порицании идёт там речь, потому что в таком случае вы увидите ин ша Аллах, что речь идёт о присутствии человека перед правителем, а не отсиживаясь в другой стране или другом городе или сидя на диване у себя за телефоном подписывая комментарии в социальных сетях. Поистине, не слепнут глаза, а слепнут сердца, которые в груди!

Также для пользы советуем от начала и до конца просмотреть эту лекцию:

И послушайте также слова шейха Усаймина:


КТО ВЫСТУПАЕТ ПРОТИВ ПРАВИТЕЛЯ?

Имам Ибн Кудама, да помилует его Аллах, разъяснил описания тех людей, которые выступают против правителя, которому присягнули люди. Он сказал следующее:

«Выступающие против правителя делятся на четыре вида:

Первый вид – это люди, которые отказались подчиняться правителю и выступили против него не из-за ошибочного толкования некоторых религиозных текстов. Их называют разбойниками (кутта′ ат-тарик). Они сеют нечестие на земле. О них будет сказано в отдельной главе [То есть этим людям в книгах по фикху посвящена отдельная глава – глава о разбойниках. Эти люди не прикрываются религией, выступая против правителя.].

Второй вид – это люди, которые неправильно истолковали некоторые религиозные тексты, однако они представляют собой очень маленькую группу, у которой нет больших сил. Например, эта группа в количестве одного, двух или десяти человек. Их тоже называют разбойниками (кутта′ ат-тарик) по мнению большинства наших товарищей [То есть ученых ханбалитского мазхаба]. Также это мнение имама аш-Шафи′и.

Третье мнение – это хариджиты, которые обвиняют в неверии за совершение грехов. Они обвиняют в неверии ′Усмана, ′Али, Тальху, аз-Зубейра и многих сподвижников. Они объявляют дозволенной кровь мусульман и их имущество, кроме тех мусульман, которые вышли с ними в одних рядах. Более очевидно из мнения знатоков фикха из числа наших поздних товарищей, что эти люди являются «бугатами» [Слово «бугаты» означают «притеснители, совершающие несправедливость»]. Таково мнение Абу Ханифы, аш-Шафи′и и большинства знатоков фикха, и многих знатоков хадиса. Имам Малик считал, что этих людей нужно призвать к покаянию, и если они откажут принести покаяние, то их казнят за то, что они распространяют нечестие на земле, но они не являются неверными. Однако целая группа знатоков хадиса считала, что хариджиты – это неверующие, вышедшие из ислама. То есть их кровь и их имущество дозволены для мусульман. Если же они соберутся в одном месте, и у них появится сила, то с ними дозволено воевать. А если правитель захватит их, то он должен призвать их к покаянию как вероотступников. Если они откажутся принести покаяние, то их казнят. Имущество, оставленное ими, считается трофеем: оно не достается их наследникам из числа мусульман.

Четвертое мнение – это группа из числа сторонников истины, которые вышли из-под присяги правителю, опираясь на такую интерпретацию религиозных текстов, которая имеет определенное обоснование, причем у них есть сила, и чтобы справиться с ними, необходимо собирать войско. Эти люди являются «бугатами». Люди обязаны помогать правителю в сражении с «бугатами», ведь если они не будут помогать правителю, то «бугаты» одолеют его, и на земле будет твориться нечестие». См. «аль-Мугни», 10/46, имама Ибн Кудамы (с небольшими сокращениями).

Также сказал шейх ислама Ибн Теймия, да помилует его Аллах:

«Обычай показывает, что выступление против обладателей власти происходит для того, что получить то, чем они владеют из имущества и власти. Это сражение является сражением ради мирской жизни. Что же касается сторонников религиозных новшеств, например, хариджитов, то они желают посеять порчу среди людей и убить их. То есть они сражаются «ради религии»». См. «Минхадж ус-сунна ан-набауия», 5/100.

В шариате установлено правило, что средства (васаиль) несут такое же постановление как цели (макасыд). Если цель является скверной, то средства ее достижения также станут запретными. Если цель является благой, то средства ее достижения должны быть разрешенными. То, что приводит к запретному, также является запретным. Например, в своей основе нам разрешено продавать виноград. Однако, если мы знаем, что покупатель хочет сделать из этого винограда вино, то ему уже запрещено продавать виноград.

Всевышний Аллах сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и посягательстве». Сура «аль-Маида», аят 2. 

Многие обладатели знания указали на это правило.

Например, аль-Карафи сказал:

«Правило гласит, что средства в своем постановлении следуют за целями. То, что приводит к запретному, тоже запрещено, а то, что приводит к обязательному, тоже обязательно. То же самое касается остальных религиозных постановлений». См. «аль-Фурук», 3/111-112.

Дело в том, что некоторые люди говорят: «Выход против правителя – это только вооруженное выступление». Мы говорим им: «Представьте, что мы согласимся с вашими словами. Но среди обладателей знания установлено, что средства (васаиль) несут такое же постановление как цели (макасыд). Если вооруженное выступление против правителя запрещено, то средства, ведущие к этому, также являются запретными».

Если какая-либо вещь запрещена, то все, что приводит к ней, также запрещено. Поэтому, если какие-либо слова или действия, или убеждения приводит к выходу против правителя, то эти слова, действия или убеждения также считаются выходом против правителя.

Сказал шейх Салих али аш-Шейх, да хранит его Аллах:

«Ученые сказали, что средства (васаиль) несут такое же постановление как цели (макасыд). Если выход против правителя запрещен, то все средства, которые приводят к нему, также запрещены» [Отрывок из лекции под названием «Запрещено выступать против правителя-мусульманина в любом случае» ( الحاكم المسلم لا يجوز الخروج عليه مطلقًا )].

Также сюда можно отнести некоторые слова предшествующих обладателей знания и некоторые исторические события. Всякий раз, как люди выступали против правителя мечом, этому предшествовало выступление против правителя словами. Например, ученые упомянули, что среди хариджитов есть такая группа как «аль-хаваридж аль-ка′адия» («отсиживающиеся хариджиты»). Они возбуждают и поднимают людей против их правителей, упоминая их пороки и недостатки. Они приукрашивают в глазах людей выступление против правителя. Сами эти люди не участвуют в вооруженных выступлениях против правителей.

Сказал хафиз Ибн Хаджар, да помилует его Аллах:

«»аль-Ка′адия» – это те, которые приукрашивают выступление против правителя, но сами не участвуют в этом». См. «Мукаддима Фатх уль-Бари», 1/459.

Также он сказал:

«»аль-Ка′адия» – это хариджиты. Они не участвуют в войне, однако по мере своих возможностей они порицают несправедливых правителей и призывают к своим мнениям. Вместе с этим они также приукрашивают для людей выход против правителя и называют это хорошим делом». См. «ат-Тахзиб ут-Тахзиб», 8/129.

Однажды шейху Салиху аль-Фаузану, да хранит его Аллах, задали вопрос:

«Один из проповедников дал фетву на одном из спутниковых каналов, что выход против правителей – это только вооруженное выступление, а не митинги. Являются ли эти слова правильными?!».

Шейх ответил:

«Этот человек говорит, не обладая знанием. Аллаху известно лучше: если он является невеждой, то мы надеемся, что Аллах поведет его по прямому пути и вернет его к истине. Если же он является упрямым и отвернувшимся от истины, то мы надеемся, что Аллах поступит с ним так, как он заслуживает, и избавит мусульман от его зла.

Выступление против правителя не ограничивается просто вооруженным выходом. Если человек дурно отзывается о правителе и порочит его, то это тоже считается выходом против правителя. Это является причиной смуты и зла. Слова несут не меньшую опасность, чем оружие. Сказал поэт:

«Поистине, огонь разгорается из-за двух веточек,
И, поистине, война начинается со слов».

Слова могут повлечь за собой разрушительную войну. Выступление против правителя может быть вооруженным, а может быть словесным, и даже может быть выступлением в убеждениях. Если человек считает разрешенным выход против правителя, то он является соучастником хариджитов, ибо это и есть убеждения хариджитов». См. «Лика мафтух», 13/4/1432 г. х. 

Отсюда мы понимаем, что выступление против правителя бывает даже сердцем. Например, человек отказывается присягать правителю и считает, что обязательно выступать против него, или считает это выступление дозволенным. Также выступление против правителя может осуществляться языком. Например, так поступил Зуль Хувейсира – первый хариджит в истории ислама.

Также выступление против правителя может осуществляться оружием.

Сказал шейх Ибн ′Усеймин:

«Мы твердо знаем, что перед вооруженным выступлением против правителя обязательно бывает выступление языком и словами. Люди не могут поднять свои мечи, чтобы сражаться против правителя, если что-то не побудит их к этому. Непременно должна быть такая вещь, которая побудит их к сражению, а это – слова. Выступление против правителей может осуществляться языком. На это указывает сунна и действительность

Что касается сунны, то вы знаете эти хадисы. Что касается действительности, то мы твердо знаем, что вооруженный выход против правителя – это одно из последствий словесного выступления. Ведь люди не выходят против правителя, просто ни с того, ни с сего беря в руки оружие. Непременно перед этим должно быть какое-нибудь вступление и предтеча, а это – ругань в адрес правителей и скрывание от людей их благих качеств. Затем сердца людей наполняются гневом и ненавистью, после чего происходят беды». См. «Фатауа аль-′уляма аль-акабир», стр. 94.


Также рекомендуем...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *