Послание с предостережением от разделения и подробное разъяснение вопроса оправдания по невежеству

Послание с предостережением от разделения и подробное разъяснение вопроса оправдания по невежеству

 Автор:

Бадр ибн Али ибн Тами аль-Утейби

 

Во имя Аллаха Милостивого Милосердного

От самого нуждающегося в милости Аллаха, Его благодеяниях и великодушии Бадра ибн Али всем почтенным шейхам и достойным обладателям знания, да приветствует их Аллах:

Мир вам, милость Аллаха и благословения Его. А затем

К числу наиболее важных обязанностей, возложенных на нас Аллахом, относится наставление, взаимный призыв к истине, повеление одобряемого и запрет порицаемого, как сказал Всевышний: «… поистине, человек ведь в убытке, кроме тех, которые уверовали, и творили добрые дела, и заповедали между собой истину, и заповедали между собой терпение!» (сура «Предвечернее время», аят 2-3). Наибольшим убытком является отсутствие среди нас веры в Аллаха, совершения благодеяний, взаимного призыва к истине и взаимного призыва к терпению. К признакам обладателей веры и искренней дружбы на пути Милостивого относится повеление одобряемого и запрет порицаемого. Всевышний сказал: «Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают порицаемое, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах — Могущественный, Мудрый» (сура «Покаяние», аят 71). Таким образом, вместе с совершением благого деяния нисходит милость Всевышнего Аллаха, велик Он и достохвален.

Вы, о приверженцы Сунны, занимаете такое же положение среди мусульман, какое приверженцы Ислама занимают среди представителей других религий, как сказал Абу Бакр ибн Абу Айаш: «Величие Сунны в Исламе более велико, чем величие Ислама по сравнению с другими религиями». Такой статус обязывает человека делать искреннее наставление своему брату и помогать ему в благочестии и богобоязненности. Подобная обязанность лежит в исключительной мере на вас. Ведь сейчас настало такое время, когда смуты овладели сердцами такого количества людей, которого не знает никто кроме Аллаха. Большинство из них являются невеждами, среди которых чрезмерно распространилась страсть, нововведения и грехи. Это время, когда сторонники заблуждения осмелели и стали говорить в полный голос, а приверженцы истины стали чуждыми для людей и пребывают в печали. Нет силы и могущества кроме как у Аллаха! Аль-Лялякаи передал от Суфьяна ас-Саури, что он сказал: «Обращайтесь с приверженцами Сунны хорошо, ведь их осталось мало».

И нет более тяжелой и опасной болезни среди обладателей достоинства, чем вражда, разделение, споры и погружение в вопросы обвинения в неверии и обвинения в приверженности нововведениям без прямого руководства, света и ясного Писания.

Всевышний Аллах сказал: «Ты не имеешь никакого отношения к тем, которые раскололи свою религию и разделились на секты. Их дело находится у Аллаха, и позднее Он сообщит им о том, что они совершали» (сура «Скот», аят 159). А также: «Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь. Помните о милости, которую Аллах оказал вам, когда вы были врагами, а Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями. Вы были на краю Огненной пропасти, и Он спас вас от нее. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, — быть может, вы последуете прямым путем» (сура «Семейство Имрана», аят 105). А также Всевышний сказал: «Не походите на тех, которые разделились и впали в разногласия после того, как к ним явились ясные знамения. Именно им уготованы великие мучения…» (сура «Семейство Имрана», аят 105). Мы просим у Аллаха спасения и избавления от этого. Всевышний также сказал: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути. Он заповедал вам это, — быть может, вы устрашитесь» (сура «Скот», аят 153). А также: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе  и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее». Тяжко для многобожников то, к чему ты их призываешь. Аллах избирает для Себя того, кого пожелает, и направляет к Себе того, кто обращается к Нему» (сура «Совет», аят 13). Также мой Господь, пречист Он, сказал: «Обращайтесь к Нему с раскаянием, бойтесь Его, совершайте намаз и не будьте в числе многобожников, в числе тех, которые внесли раскол в свою религию и стали сектами, каждая из которых радуется тому, что имеет» (сура «Румы», аят 31-32). И сказал Аллах, всемогущ Он и велик, порицая тех, кто разногласит: «Но они разорвали свою религию на части, и каждая секта радуется тому, что имеет» (сура «Верующие», аят 53).

О приверженцы Сунны, достоверно передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, запрет на разделение и на все, что может послужить его причиной. Он сказал: «Остерегайтесь дурных мыслей о людях, ибо, поистине, дурные мысли — это самые лживые слова! Не разузнавайте, не шпионьте, не соперничайте, не завидуйте друг другу, откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, и будьте братьями, о рабы Аллаха, как вам приказано! Ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни относиться к нему с презрением, а богобоязненность скрыта здесь! Богобоязненность скрыта здесь! Богобоязненность скрыта здесь! — и он указал рукой себе на грудь. — Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата мусульманина, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина! Поистине, Аллах не смотрит на ваши тела и на вашу внешность. Однако Он смотрит на ваши сердца и ваши деяния» (аль-Бухари и Муслим).

Эти слова о том, чему Всевышний Аллах обязал нас подчиняться, связав веру со следованием Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он предостерегает нас от того, чтобы мусульманин ненавидел своего брата, поворачивался к нему спиной, притеснял его, оставлял без поддержки и презирал его. А также от того, чтобы посягать на то, что запретил Аллах из числа имущества, чести и жизни.

Передается от аз-Зубайра ибн аль-Аввама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Подобралась к вам болезнь общин, живших до вас: зависть и ненависть. Эта болезнь сбривающая, но она сбривает не волосы, а религию. Клянусь Тем, в чьей Руке моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете. И вы не уверуете, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, благодаря чему, вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие миром между собой» (ат-Тирмизи). А в хадисе Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, сказано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует спросил у людей: «Сообщить ли вам о том, что превосходит своей степенью пост, намаз и милостыню?» Они сказали: «Да, конечно». Он сказал: «Устранение вражды, потому что вражда является сбривающей» (Абу Дауд и др.).

Прав был тот, кто не говорит по прихоти, а лишь передает откровение, которое внушается. Вражда действительно сбривает религию: нарушаются договора, а шайтан поднимает знамена страстей, благодаря чему посягают на запретные имущество, честь и жизнь. Ослабевает распространение истины и активность ее приверженцев и усиливаются сила заблуждения и козни его приверженцев. И ложь не исчезнет, пока истина остается сокрытой. А приверженцы истины сегодня заняты тем, что поносят друг друга, покидают и поворачиваются друг к другу спиной. Поэтому нет ничего удивительного, что появился Иблис и его войско, а приверженцы истины разногласят друг с другом, помогая ему достичь самых главной своей цели — а это разделение! Это самая большая неудача, от которой предостерегал нас Всевышний Аллах, говоря: «Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил. Будьте терпеливы, ибо Аллах — с терпеливыми» (сура «Добыча», аят 46). Каждый приверженец нововведений является хариджитом[1] с точки зрения основы его религии и отхода от пути приверженцев Сунны. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что хариджиты (что относится ко всем приверженцам нововведений) «выйдут во времена разделения среди людей» (аль-Бухари и Муслим от Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах). Первое появление кадаритов, хариджитов, рафидитов и других заблудших произошло во время конфликта между лучшими людьми этой общины после ее Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Если это произошло во время жизни самого лучшего поколения людей, согласно словам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то что же можно сказать о нашем времени? Ведь сейчас нас гораздо меньше, и мы являемся более чуждыми среди людей.

На протяжении истории мусульманских ученых первых поколений между приверженцами Сунны случались известные разногласия, упоминаемые в исторических книгах. За ними последовали несчастья, обрушивавшиеся на всех приверженцев Сунны, как известных из них, так и простых людей. Возможно, в этом присутствовали душевные страсти, либо чрезмерность или же наоборот нерадение. Большинство этих разногласий были относительно вопросов и общих выражений, допускающих множество трактовок и пониманий. Как это было, например, с вопросом произношения Корана, атрибутами непереходного действия и некоторыми вопросами видения Аллаха. А возможно это происходило в вопросах ответвлений фикха, как некоторые вопросы, связанные с ростовщичеством, разводом и т.п. Между этими народами и людьми произошло столько трагических событий, в которых имели место разногласия, поворачивание друг другу спиной, покидание и презрение, о чем ведомо только Аллаху. «Этот народ уже миновал. Они получат то, что они заслужили, а вы получите то, что вы заслужили, и вы не будете спрошены о том, что они совершали» (сура «Корова», аят 134). Но то, что происходило между ними, не имеет никакого отношения к религии Аллаха. Лучшие из праведных предшественников тоже могли разногласить по одному вопросу и гневаться друг на друга. Но при этом они соблюдали права исламского братства и не покидали друг друга, и не поворачивались спиной. Это было по причине полноты знания, разума и справедливости — того, что почти уже потеряно сегодня среди большинства разногласящих!

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал о положении праведных предшественников во время разногласий: «Они спорили и советовались друг с другом, и возможно иногда разногласили по какому-то вопросу, связанному со знанием или деянием, но сохраняя при этом любовь, дружбу и братство в религии. Да, с тем, кто противоречит ясному Писанию и разъясняющей Сунне или же единодушному мнению праведных предшественников нашей общины, поступают так, как поступают с приверженцами нововведений. Но вот Аиша, мать правоверных, да будет доволен ей Аллах, не соглашалась с Ибн Аббасом и другими сподвижниками относительно того, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел своего Господа. Она говорила: «Кто утверждает, что Мухаммад видел своего Господа, тот возвел на Аллаха великую ложь». Большинство же нашей общины придерживаются мнения Ибн Аббаса, но при этом они не обвиняют в приверженности нововведениям тех, кто придерживается мнения матери правоверных, да будет доволен ей Аллах. Также она отвергала то, что мертвые слышат слова живых. Когда же ей сказали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Они слышат то, что я говорю не хуже вас», она ответила, что смысл его слов: «Поистине, они узнали сейчас, что то, о чем я говорил им, — это истина». При этом нет сомнения в том, что мертвые слышат шарканье сандалий уходящих от их могил людей. Также достоверно передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если человек придет к могиле человека, которого он знал в этой жизни, и поприветствует его, Аллах вернет тому дух, чтобы он ответил на приветствие». Это достоверно передано от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как и ряд других подобных хадисов. Мать правоверных истолковала тот хадис по-своему, а Аллах доволен ей. Также передается, что Муавия сказал, что во время вознесения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, на небеса был вознесен только его дух. А люди не соглашались с Муавией, да будет доволен им Аллах, и таких примеров много. А что касается разногласий в вопросах шариатских суждений, то их просто не счесть. И если бы каждый раз, как два мусульманина разногласили, они покидали бы друг друга, среди мусульман не осталось бы ни дружбы, ни братства. Бывало, что Абу Бакр и Умар, да будет доволен ими Аллах, два предводителя верующих, спорили о чем-то, стремясь при этом лишь к благу. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал своим сподвижникам: «Пусть никто не совершает предвечерний намаз, не достигнув жилищ бану Курайза». Когда же наступило время намаза, а они были еще в пути, часть людей сказала: «Мы не станем совершать намаз, не достигнув жилищ бану Курайза» и упустили время намаза. Другие же сказали: «Он не имел в виду, что мы должны пропускать намаз» и совершили намаз в пути. И никому из двух этих групп не было высказано порицание (аль-Бухари и Муслим от Ибн Умара)».[2]

А в другом месте он сказал: «Целью разъяснения этого вопроса является показать, что он не относится к таким важным вещам, о которых следует много говорить и вовлекать в это как простых, так и известных людей, пока это не станет причиной разделения сердец и распространения страстей. Как мне известно, этот вопрос не относится к тому, ради чего следует покидать друг друга и разрывать связи. Те, кто говорил об этом прежде нас, были из числа приверженцев Сунны, и те из них, кто разногласил, не покидали друг друга и не разрывали связей. Так сподвижники, да будет доволен ими Аллах, и люди после них разногласили относительно видения Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, своего Господа в этой жизни, довольно жестко высказываясь об этом. Так мать правоверных Аиша, да будет доволен ей Аллах, сказала: «Кто утверждает, что Мухаммад видел своего Господа, тот возвел на Аллаха великую ложь». Однако за этим спором не последовало покидание и разрыв связей. Также имам Ахмад и группа приверженцев Сунны спорили по вопросу свидетельства о десяти сподвижниках, что они войдут в Рай. Спор достиг того, что они стали повышать голос друг на друга, но при этом имам Ахмад и его единомышленники, считающие это свидетельство истинным, не покинули тех, кто не признал его. И подобных примеров можно привести много».[3]

Задумайтесь хорошенько, о обладатели достоинства, над словами этого имама, да смилуется над ним Всевышний Аллах. А затем задумайтесь над причинами многих разногласий среди приверженцев Сунны сегодня. Вы обнаружите, что основой несчастий человечества и погружения его во всякое зло является:

  1. болезнь невежества;
  2. болезнь страстей.

Что касается болезни страстей, то это — порицаемый фанатизм и поддержка какого-то мнения, шейха или группы, не в соответствии с истиной. Подобное, словно червь, подтачивает искренность в исповедании Ислама, покорности Аллаху и подчинении истине.

А что касается болезни невежества, то она заключается в отсутствии знания о том, о чем было известно ученым первых поколений и различения между тем, в чем следует разногласить, а в чем не следует, в чем имеется оправдание, а в чем не имеется, в чем можно сомневаться, а в чем нельзя, за что полагается награда, а за что не полагается, за что следует обвинять в нечестии, нововведении и неверии, а за что не следует, и от чего следует отстраняться, а от чего не следует.

Все это практически отсутствует у многих наших братьев из числа приверженцев Сунны по причине незнания этих вопросов. А возможно невежество достигает иногда того, что людей начинают испытывать чьим-то мнением. Его делают символом, чтобы различать между теми, кто якобы находится на прямом пути, и теми, кто пребывает в «явном заблуждении»! Подобное относится к самому опасному мазхабу и отвратительному невежеству. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Всевышний Аллах, сказал: «Не следует обладателям знания делать этот вопрос экзаменом и символом, посредством которого разделяют между братьями и противниками. Подобное ненавистно Аллаху и Его посланнику. Также об этом не рассказывают простым мусульманам, которые избавлены от смут. Однако, если какой-то человек задаст вопрос, и будет видно, что он способен понять ответ, то с ним следует поделиться знанием в надежде, что в этом будет польза».[4]

Имам Ибн аль-Каййим сказал в стихах:

Две одежды опозорят того, кто наденет их.

Он встретит гибель порицаемым и униженным.

Одна одежда из невежества, а поверх нее

Одежда фанатизма — это две скверных одежды.

А справедливость украшена самой роскошной одеждой,

Сделай своим девизом страх перед Милостивым

Вместе с наставлением Посланника, и как хороши они!

Я считаю, что большинство вопросов, по которым возникают разногласия среди приверженцев Сунны сегодня, относятся к одному из двух случаев:

1) Либо это касается слов с общим смыслом, которые могут иметь несколько значений. В этом случае произносящему эти слова приписывают то их значение, которое он не имел в виду, и не обращают внимания на то значение, которое он на самом деле хотел донести.

Таким образом, обобщенные слова приносят человеку несчастия в его религии, если он не разъяснил их надлежащим образом! Особенно это касается области вероубеждений.

Ибн аль-Кайим сказал в стихах:

Тебе следует разделять и различать.

Общие слова и фразы без разъяснения

Портят этот мир и вредят умам

И взглядам во все времена.

2) Либо же это касается новых выражений, не используемых праведными предшественниками, из которых стали делаться далеко идущие выводы. Сегодня это часто касается вопросов веры, как, например, вопросы «деяний тела», условий веры и т.п.

Если бы братья не слушали призыва шайтана и сели бы в собрании для искреннего наставления, и каждый человек пожелал бы своему брату того, что желает самому себе, и они подробно бы разобрали каждый вопрос и каждое выражение и исследовали все их возможные смыслы — в этом случае были бы разрешены многие противоречия и споры, имеющие место сегодня между ними.

Однако, когда шайтан страстей верхом на коне невежества прибывает на поле споров, в которые нам было запрещено вступать, результатом будет всегда отклонение от Сунны и использование таких слов и мнений, о которых не было известно ни мусульманам первых поколений, ни их последователям. И, возможно, человек впадет в то, чего он изначально старался избежать, потому что прямое руководство — это путь, по обе стороны которого находятся поля заблуждения и путей шайтана. Тот, кто отклонится вправо или влево, погибнет и впадет либо в чрезмерность, либо в упущение. Обо всем этом сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и предостерег от этого. Имам Ахмад и другие приводят хадис о том, что Ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начертил пред нами черту, а затем сказал: «Это — путь Аллаха». Затем он начертил еще черты справа и слева и сказал: «Это различные пути, на каждом из которых находится призывающий к нему шайтан». Затем он прочел: «Таков Мой прямой путь. Следуйте по нему и не следуйте другими путями, поскольку они собьют вас с Его пути» (сура «Скот», аят 153)».

Споры — это самые большие беды, приводящие к морям заблуждений. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от них. Ат-Тирмизи и другие передают от Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Люди впадут в заблуждение после прямого руководства только если будут спорить». Затем он прочел: «Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!» (сура «Украшения», аят 58).

Оставление спора является абсолютным благом, даже если человек прав, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Я ручаюсь за дом на краю Рая тому, кто оставляет спор, даже если он и прав. И за дом в центре Рая тому, кто не говорит лжи даже в шутку. И за дом в верховьях Рая тому, кто обладает хорошим нравом» (Абу Дауд и другие с хорошим иснадом от Абу Умамы аль-Бахили, да будет доволен им Аллах).

Обладатели знания много говорили о спорах, их бедствии и наносимом ими вреде. Особо следует отметить то, что написал имам Мухаммад ибн аль-Хусейн аль-Аджурри в своих книгах «аш-Шариа» и «Ахляк аль-уляма». В них он рассказал о том, что удаляет скверну споров и любовь к препирательствам из сердца с дозволения Аллаха.

Знайте, да помилует Аллах меня и вас, что когда до мусульманина доходит что-то о его брате мусульманине, он обязан предпринять четыре вещи:

Во-первых: он должен убедиться в том, соответствует ли сказанное действительности. Ведь Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном» (сура «Комнаты», аят 6).

Во-вторых: если это подтвердится, необходимо разузнать о его целях и мотивах. Так, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил человека, повесившего на себя амулет: «Что это?» Тот ответил: «Это от слабости». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, он не добавит тебе ничего, кроме слабости. Сними его с себя, ведь если ты умрешь, когда он надет на тебе, ты никогда не будешь счастлив» (Ахмад).

Однажды Хатыб ибн Абу Балтаа, да будет доволен им Аллах, написал о некоторых тайных планах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, курайшитам. Когда это письмо перехватили и принесли Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил Хатыба: ««О Хатыб, что это?» Тот ответил: «О посланник Аллаха, не спеши делать выводы относительно меня! Я жил среди курайшитов, но не являюсь одним из них. У мухаджиров в Мекке есть кровная родня, которая защитит их имущество и семьи. Но из-за того, что я не состою в кровном родстве с ними, я хотел найти среди них союзника, который бы защитил мою семью. Я не сделал это из неверия, отказа от своей религии или довольства неверием!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он сказал вам правду!» Тогда Умар сказал: «Позволь мне, о посланник Аллаха, отрубить голову этому лицемеру!» На это посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Он участник битвы при Бадре, откуда знать тебе, может Аллах посмотрел на людей Бадра, и сказал: «Делайте, что хотите, ибо Я простил вам»». А Аллах, всемогущ Он и велик, ниспослал: «О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником» (сура «Испытуемая», аят 1).

В-третьих: придавать словам наилучший смысл из всех возможных, как сказал Всевышний: «Почему же, когда вы услышали это, верующие мужчины и женщины не подумали о самих себе хорошее и не сказали: «Это — очевидная клевета»?» (сура «Свет», аят 24). Плохие мысли наполняют сердце гневом и ослепляют глаза и разум от того, чтобы придавать словам наилучшее их значение.

Недаром сказано:

Довольный взгляд видит все недостатки малыми;

Но гневный взгляд обнаруживает пороки.

В-четвертых: не следует торопиться с возмездием и покидать его. Наоборот, следует проявить доброту и мягкость, сделать ему напоминание и наставление, дать ему время подумать и обращаться к нему с благими речами, как сказал Всевышний: «Говорите людям хорошее…» (сура «Корова», аят 83). И всем вам хорошо известен хадис о бедуине, который помочился в мечети. А также хадис Муавии ибн аль-Хакама ас-Сулями, который привел Муслим в своем Сахихе. Он сказал: «Однажды, когда я совершал намаз вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, кто-то из присутствовавших чихнул, а я сказал: «Да помилует тебя Аллах!» После этого люди стали бросать на меня осуждающие взгляды, и я воскликнул: «Да лишится меня моя мать! Что вы так смотрите на меня?» Тут они принялись хлопать себя руками по бедрам, и когда я увидел, что они стараются заставить меня замолчать, то рассердился на них, но все же умолк. А когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и да станут отец мой и мать выкупом за него, закончил молиться, он обратился ко мне, и не видел я ни до, ни после него такого наставника! Клянусь Аллахом, он не накричал на меня, не ударил и не обругал, а только сказал: «Поистине, во время этого намаза не годится произносить ничего из того, что обычно говорят люди! Намаз — это только прославление и возвеличивание Аллаха и чтение Корана!»».

А если все же дело дойдет до того, что потребуется покинуть его и высказать ему порицание, то все это должно иметь своей целью исправление и возвращение его в общество приверженцев истины, а не удаление от него. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не торопился наказывать тех троих, которые не вышли в поход на Табук без уважительной причины. Он просто оставил их на пятьдесят дней, пока не подтвердилась истинность их покаяния и возвращения к Аллаху, а затем принял от них.

Шариатом предписано давать возможность покаяться тому, кто произнесет слова или совершит деяния неверия, без ограничения по времени согласно достоверному мнению. Но наиболее известным является мнение о том, что этот срок ограничивается тремя днями. С таким человеком следует обходиться хорошо и не бранить его, возможно он покается и вернется.

К вопросам, которые наиболее актуальны в вашей местности, как, впрочем, и в других странах, относятся вопросы веры и мурджиизма, и особенно вопросы обвинения в неверии и оправдания по невежеству. Свою речь об этом я разделил на введение и основную часть.

Введение

Если мы станем делать хорошие предположения о том, кто был известен своей приверженностью Сунне и призывом к ней, а также тем, что он приближался ко всякому благу и удалялся от всякого зла и дурного мнения — в этом случае никто из нас не станет предполагать, что такой человек в чем-то соглашается с нововведенцами из числа хариджитов, мурджиитов и им подобных. Необходимо обращаться с ним в соответствии с четырьмя упомянутыми выше пунктами. Мусульманин, которому известна истина в отношении его брата мусульманина, не имеет права приписывать ему то, что он не говорил, и то, что не соответствует его убеждениям, и причислять его к одной из групп нововведенцев. Ведь это относится к той самой несправедливости, которую Всевышний Аллах запретил Своим рабам, и сказал о ней: «А те, которые незаслуженно поносят верующих мужчин и верующих женщин, взваливают на себя бремя клеветы и явного греха» (сура «Сонмы», аят 58). Всевышний также сказал: «Вы распространяете ложь своими языками и говорите своими устами то, о чем у вас нет никакого знания, и полагаете, что этот поступок незначителен, хотя перед Аллахом это — великий грех. Почему, когда вы услышали это, вы не сказали: «Нам не подобает говорить такое. Пречист Ты! А это — великая клевета»? Аллах наставляет вас никогда не повторять подобного, если вы являетесь верующими» (сура «Свет», аят 15-17).

Мусульманин брат мусульманину и не должен поступать с ним несправедливо. К этому относится и проявление беззакония во время ссоры. Подобное является одним из качеств лицемеров, о которых сообщил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Тот, в ком соберутся четыре качества, является законченным лицемером. А тот, в ком будет хоть одно из этих качеств, окажется из обладателей качеств лицемерия, пока не избавится от него. Если ему доверяют, он предает; если он рассказывает, то лжет; если заключает договор, то нарушает его; и если ссорится с кем-то, то чинит беззаконие» (аль-Бухари и Муслим от Абдуллаха ибн Умара, да будет Аллах доволен им и его отцом).

Того, кто припишет человеку следование путем, которым тот на самом деле не следовал, остановят в Судный день и потребуют привести доказательства и объяснения. Если же он не сделает этого, то его уведут в огонь. Абу Дауд приводит от Муаза ибн Анаса аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если кто-нибудь защитит верующего от лицемера, Аллах направит к нему ангела, который в День воскресения защитит его от огня геенны. Если же кто-либо обвинит в чем-нибудь мусульманина, желая опозорить его, то Аллах будет задерживать такого человека на одном из мостов, проложенных над геенной, пока тот не освободится от бремени слов, которые он произнес».

Это является клеветой, да упасет нас Аллах, которая хуже, чем запретное злословие. Так что же сказать о том, кто считает это наставлением и помощью религии Аллаха?

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды спросил: «Вы знаете, что такое злословие?» Люди сказали: «Аллаху и Его посланнику ведомо лучше». Он сказал: «Это когда кто-то из вас говорит о своем брате то, что ему не понравится». Один человек спросил: «А что ты думаешь о том, если в моем брате есть то, о чем я говорю?». Он ответил: «Если в нем есть то, о чем ты говоришь, то ты злословишь о нем. А если в нем нет того, о чем ты говоришь, то ты возводишь на него клевету» (Абу Дауд и ат-Тирмизи).

Ростовщичество названо войной против Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Дауд приводит хадис от Саида ибн Зейда, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самое худшее ростовщичество — это посягательство на честь мусульманина без права» (Абу Дауд).

Если мусульманин скажет слова, которые являются предметом иджтихада, или же допустит ошибку в некоторых своих словах, то нельзя приписывать ему те намерения, которых он не имел. И нельзя причислять его к следованию заблудшему мазхабу, который он сам порицал и от которого предостерегал.

Между предшественниками часто имели место подобные расхождения, но при этом один из них не причислял своего товарища к мазхабу заблудших, даже если и порицал его за некоторые его слова. Например, известны разногласия относительно произношения Корана между имамом Мухаммадом ибн Йахьей аз-Захаби и имамом аль-Бухари, но никто из них не причислял своего оппонента к группе, противоречащей приверженцам Сунны. То же самое случилось с Ибн Мандой, да смилуется над ним Аллах, в отношении вопроса «опустения Трона». Он довольно сурово высказался о тех, кто противоречил ему, но при этом его не причисляли к мазхабу муджассимитов (уподобляющих атрибуты Аллаха атрибутам Его творений), а его оппонентов — к мазхабу муаттылитов (отрицающих атрибуты Аллаха).

А совсем недавно случилось так, что один из наших шейхов произнес фразу относительно вопроса «совместного пребывания Аллаха со Своими творениями», за которую его начали порицать. Однако после справедливого рассмотрения ни один из обладателей знания не причислил этого шейха к мазхабу хулюлитов (утверждающих о том, что Аллах объемлет все творения Своей сущностью). Они нашли ему оправдания в его намерениях, хотя и порицали его слова! А если бы это произошло в наши дни, то о его словах раструбили бы на каждом углу и распространяли бы их по городам и весям, требуя расправиться с ним и предостерегать от него. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Аллаха!

Основная часть

Приверженец Сунны и приверженец нововведения могут произносить одни и те же слова, но при этом различаться как небо и земля в своих намерениях. Приверженцы нововведений смешивают истину с ложью и покрывают одно другим ради козней и обмана или же по причине невежества и следования страстям.

Поэтому нет ничего удивительного, что некоторые слова нововведенца совпадают с некоторыми словами суннита. Так, например, хариджит обвиняет в неверии тех, кто совершает деяния, выводящие из Ислама, и тех, кто совершает большие грехи.  Суннит не соглашается с его обвинением в неверии за совершение больших грехов, но соглашается с обвинением в неверии за совершение того, что действительно выводит из Ислама. При этом суннит не становится из-за такого совпадения хариджитом, даже если мурджиит станет называть его так!

Также мурджиит не обвиняет в неверии за большинство деяний, выводящих из Ислама, и тем более за совершение больших грехов. Суннит противоречит ему в том, что тот не обвиняет в неверии за то, что выводит из Ислама, но соглашается с мурджиитом в том, что не следует обвинять в неверии за совершение больших грехов. И он не становится из-за этого мурджиитом, даже если хариджит считает его таковым.

То же самое можно сказать о всех разделах вероубеждения, в которых группы нововведенцев пребывают между чрезмерностью и упущением, как а случае джаббаритов и кадаритов, муаттылитов и муджассимитов и т.п.

Утвердив это, можно сказать, что вопрос оправдания по невежеству имеет две стороны и середину, как уже разъяснялось в нескольких местах. Самой большой ошибкой в этом вопросе будет общее утверждение о наличии оправдания или об его отсутствии. Как говорилось ранее, общие фразы, не получившие достаточного разъяснения, являются причиной несчастий.

Тот, кто станет категорично утверждать о наличии оправдания по невежеству, совершит ошибку, потому что аннулирует тем самым одно из условий слов Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, без которых они не будут действительными, а это: «знание, не совместимое с невежеством». В этом случае оправдывающий по невежеству вольно или невольно впадает в мурджиизм.

Тот, кто станет категорично утверждать об отсутствии оправдания по невежеству, тоже совершит ошибку, потому что откажется оправдывать по невежеству за то, что относится к разряду сомнения в неизвестном и отсутствию знания о каких-то шариатских текстах. Тем самым он аннулирует доказательную силу шариатских текстов, не постигаемых разумом. В этом случае отказывающийся оправдывать по невежеству вольно или невольно следует мнению хариджитов.

Обратите внимание на то, как оба этих категоричных утверждения, приводят произносящих их к гибели. Поэтому необходимо разъяснить то, за что можно оправдывать по невежеству, а за что нельзя.

Как мы сказали ранее о приверженце Сунны следует думать хорошо. И не следует думать об обладателе салафитского знания, известного приверженностью Сунне и изучением ее, согласно общему правилу:

1) что если он оправдывает по невежеству за то, за что, по единодушному мнению, нельзя оправдывать, то значит он согласен с мурджиитами;

2) что если он не оправдывает по невежеству за то, что, по единодушному мнению, заслуживает оправдания, то значит он согласен с хариджитами.

Однако может случиться так, что для приверженца Сунны какой-то вопрос окажется запутанным, и он ошибется в нем, посчитав то, что заслуживает оправдания, тем, что его не заслуживает, или наоборот.

Если два ученых суннита разойдутся во мнениях относительно одного события: относится ли оно к тому, что оправдывается по невежеству или нет, то не дозволено одному из них причислять своего оппонента к скверному пути. Ведь расхождение здесь в практическом применении, а не в убеждениях. На это следует обращать серьезное внимание, а разъяснением послужит эта таблица:

Вопросы, в которых, по единодушному мнению, нет оправдания по невежеству Вопросы, относительно которого мнения приверженцев Сунны различаются Вопросы, в которых, по единодушному мнению, есть оправдание по невежеству
Тот, кто станет оправдывать по невежеству в этих вопросах, является мурджиитом, признает он это или нет. Это такие вопросы, как деяния, противоречащие истинному смыслу слов Нет божества, достойного поклонения кроме Аллаха, которые ученые ясно изложили в разделе того, что делает Ислам недействительным, и знание о чем относится к основополагающим вопросам религии Всевышнего Аллаха. Тот, кто пребывает в невежестве относительно этого, не познал истинного смысла слов Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, с которыми приходили посланники, да пребудут над ними благословения и мир. Если двое ученых разойдутся во мнении о том, к какой категории относится какой-то вопрос, то одному из них не дозволено причислять своего оппонента к мазхабу хариджитов или мурджиитов, потому что их разногласия касаются вопроса практического применения, а не вероубеждений. Это подобно разногласиям относительно некоторых деяний: выводят они из Ислама или нет. Или же разногласиям, которые имели место относительно того, следует ли считать неверными представителей таких сект, как кадариты, хариджиты, ашариты и т.п. Тому, кто считает их неверными, не дозволено причислять своих оппонентов к мазхабу мурджиитов, а тому, кто не считает их неверными, не дозволено причислять своих оппонентов к мазхабу хариджитов. Тот, кто не станет оправдывать по невежеству в этом, является хариджитом, признает он это или нет. Это такие вопросы, как что-то из предписаний Ислама, не относящееся к числу основополагающих вопросов религии, что может быть неизвестно человеку, недавно принявшему Ислам.

Из ранее сказанного и из того, что приведено в этой таблице, вытекает необходимость подробного разбора и разъяснения относительно высказываемых мнений и соблюдения справедливости в суждении относительно людей. Поэтому большой ошибкой является сказать о суннитском ученом: «Он не оправдывает по невежеству», а затем остановиться. Или же сказать: «Он оправдывает по невежеству», а затем остановиться. Это — невежество и несправедливость. Невежество в понимании слов шейха, и несправедливость в придании его словам того смысла, которого он не вкладывал в них. Поэтому ты можешь обнаружить в текстах, написанных этими учеными то, что развенчивает подобные утверждения. Из числа наиболее известных можно назвать двух шейхов:

  1. имам шейх-уль-Ислам Ибн Теймия;
  2. шейх-уль-Ислам Мухаммад ибн Абдульваххаб, да смилуется над ними Аллах.[5]

От них, как и от других ученых приверженцев Сунны, переданы слова, в которых содержится оправдание по невежеству, и другие слова, в которых они не оправдывали по невежеству.

Многие люди стали брать то, что соответствует их страстям, будь это оправдание по невежеству или его отсутствие, а затем отворачиваться от того, что противоречит тому, чему они следуют.

Истина же заключается в том, что их слова не противоречат друг другу, и все их можно разделить в соответствии с нашей таблицей на три группы:

1) То, в чем есть оправдание по невежеству. Под этим они подразумевали вопросы, относительно которого распространялись большие сомнения так, что представлялось, что знания о них нет в Шариате, и его невозможно постичь разумом.

2) То, в чем нет оправдания по невежеству. Под этим они подразумевали ясные очевидные вопросы, являющимися основополагающими в религии, без которых не будут действительными слова Нет божества достойного поклонения кроме Аллаха. Они относятся к разделу необходимых условий, при отсутствии которых исчезает единобожие.

3) Если же мы встречаем у них то, что противоречит мнению ученых, то относим это к разногласиям в практическом применении. Если они считали, что следует оправдывать по невежеству, то значит относили этот вопрос к разделу того, о чем нет знания. А если считали, что не следует оправдывать по невежеству, то значит относили это к ясным очевидным вопросам, являющимися основополагающими в религии.

Затем, как известно, между приверженцами Сунны могут возникать разногласия в каких-то вопросах, и тот, кто хочет установить истину, должен обладать серьезными знаниями и разумом. Ведь некоторые люди проявили чрезмерность в отрицании оправдания по невежеству и стал отвергать его во всех вопросах, последовав мазхабу хариджитов.

Другие же проявили чрезмерность в утверждении оправдания по невежеству, что привело их к утверждению о наличии такого оправдания во всех вещах! Тем самым они, несомненно, впали в мурджиизм. Все это имело место, да поможет нам Аллах.

Человек должен постигать религию с мягкостью, как сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Если кто-то начинает соперничать с этой религией, она обязательно победит его».

Я специально делаю такой долгий разбор, чтобы мы узнали о множестве ошибок в использовании абсолютных утверждений, разделяющих ряды, поселяющих вражду в сердцах, нарушающих единство и порождающих разделение, борьбу, поворачивание спиной друг к другу и нарушение гарантий. Нет силы и могущества ни у кого, кроме Великого Аллаха.

И если вам стало это ясным, о обладатели достоинства, и вы постигли это знанием и разумом, то я закончу упоминанием двух важных вопросов:

Во-первых, на ваших плечах лежит великий груз ответственности за наставление братьев, их обучение и направление к благу. Вы должны стремиться к примирению между ними и предостерегать от подстрекательств или того, чтобы помогать одной группе против другой без знания и справедливости и без разъяснения и довода. Обязательным является стремление к примирению и приложение всех усилий для этого, как сказал Всевышний: «Многие из их тайных бесед не приносят добра, если только они не призывают раздавать милостыню, совершать одобряемое или примирять людей. Тому, кто поступает таким образом, стремясь к довольству Аллаха, Мы даруем великую награду» (сура «Женщины», аят 114).

Аль-Бухари приводит от Сахля ибн Саада, да будет доволен им Аллах, что однажды жители Кубы подрались между собой и даже стали бросаться камнями. Об этом сообщили посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он сказал своим сподвижникам: «Пойдемте с нами, чтобы примирить их друг с другом».

Так встаньте же на место Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и примиряйте своих братьев. Стремитесь прийти к одному слову и объединить ряды. Вы в вашем почтенном возрасте обладаете таким опытом и знанием о необходимости примирения с терпением и добротой, которыми не обладают молодые в годах.

Во-вторых, вам необходимо держаться за стремя ученых и брать за образец подражания ученых Сунны, обладающих основательными знаниями, умерших из них и живых. Вам следует возвращаться к ним и подчиняться им, как приказал вам Всевышний Аллах, сказав: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению!» (сура «Женщины», аят 59). Вам следует обращаться к ним по всем трудным вопросам и получать пользу от света их речей, как сказал Всевышний: «Если вы не знаете, то спросите обладателей Напоминания» (сура «Пчелы», аят 43). А также: «Когда до них доходит известие о безопасности или опасности, они разглашают его. Если бы они обратились с ним к Посланнику и обладающим влиянием среди них, то его от них узнали бы те, которые могут исследовать его. Если бы не милость и милосердие Аллаха к вам, то вы, за исключением немногих, последовали бы за шайтаном» (сура «Женщины» аят 83).

Вам следует распространять слова о достоинстве ученых и их положении среди молодежи и всего народа и держаться насколько можно дальше от злословия в их адрес и умаления их достоинства, какие бы противоречия и ошибки не исходили от них, в общих и частных собраниях. Ведь причина всех несчастий и ключ ко всякому злу — это принижение знания и его обладателей. Тот, кто осмелился посягнуть на живого ученого, осмелится посягнуть и на умершего. А тот, кто осмелится посягнуть на умершего недавно, осмелится посягнуть и на умершего давно, пока это не достигнет всех ученых, включая даже лучших из всех творений из числа табиинов и сподвижников доверенного Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Да помилует Аллах раба из вашего числа и примет от любящего Его его приветствия и слова, которые он заканчивает мольбой перед Всезнающим Владыкой, чтобы тот даровал всем вам здравое сердце и язык, взывающий к Аллаху тайно и явно, и позволил вам быть всегда связанными с единобожием и Сунной. И да пребудет над тем, кто приветствует меня, благородное приветствие, милость Аллаха и благословения Его. А мир от Аллаха не достанется заблудшим, и хвала Аллаху, Господу миров.

Написал и проверил любящий вас Бадр ибн Али ибн Тами аль-Утейби утром в пятницу одиннадцатого джумадуль-ахира 1435 г.х. в районе аль-Хавия провинции Таиф.


[1] Слово хариджит образовано от глагола хараджа — отходить, отклоняться. (Примечание переводчика).

[2] «Маджму аль-фатава» (24/172).

[3] «Маджму аль-фатава» (6/502).

[4] «Маджму аль-фатава» (6/504).

[5] Их мазхаб был разобран на предмет этого многими обладателями знания, как шейх Абдуррахман ибн Хасан и Абдуллах Абу Батин, да смилуется над ними Аллах. У меня тоже есть отдельная книга по этому вопросу.

Также рекомендуем...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *