Влияние на молодежь идей террористических организаций: причины и пути решения

Влияние на молодежь идей террористических организаций: причины и пути решения

Профессор д-р Абдуллах ибн Абдульазиз аль-Юсуф, декан факультета общественных наук Исламского университета имама Мухаммада ибн Сууда.

Предисловие

Молодежь, как социальная группа, представляет собой духовный стержень любого общества и перспективное поколение для его подъема и развития. Также ее можно представить в виде инвестиций, на которые страны и общества делают ставку в достижении высших ступеней развития. Поэтому мы находим, что интерес к проблемам молодежи представляет собой краеугольный камень и отправную точку для многих программ развития и социальных программ, которые страны стремятся принять, чтобы продвигать молодых людей и повышать их статус. Королевство Саудовская Аравия входит в число стран, которые интересуются проблемами молодежи и предоставляют ей возможность полезного развития, как религиозного, так и интеллектуального. Так как молодежь является наиболее многочисленным слоем общества в Саудовской Аравии, государство придает большое значение молодежной теме и заботе о ней. Тем не менее, несмотря на все усилия, направленные на продвижение молодежи, активизации ее роли в обществе и максимально возможного использования ее потенциала, молодые люди сталкиваются с некоторыми проблемами, ставшие результатом быстрых социальных, культурных и экономических изменений, которые переживает мир, что отражается в их поведении и отношениях и проявляется в форме разных видов насилия и протеста против общественных норм и ценностей. И возможно наиболее важные проблемы, с которыми сталкивается молодежь во всех обществах, — это проблемы насилия и экстремизма, потому что они представляют реальную угрозу безопасности и стабильности общества и потому что их распространение в обществе является риском для его стабильности и отражается на молодых людях, что препятствует их росту и прогрессу. Более того, на них могут оказывать влияние идеи некоторых террористических групп по причине недостатка у молодых людей опыта или же свойственной молодости поспешности, импульсивности, и порой склонности к необдуманным поступкам. Университет имама Мухаммада ибн Сууда, университет, занимающий лидирующее положение в исследованиях в области всех наук, сделал доброе дело, принимая у себя эту важную конференцию, которая призвана отразить опасность некоторых террористических групп для стабильности и безопасности общества. И данное исследование — это вклад в освещение некоторых вопросов, касающихся влияния на молодежь идей террористических организаций, причины этого и пути решения.

Цели исследования

Цели исследования можно обозначить следующим образом:

  • Определить причины влияния на молодежь террористических организаций.
  • Определить тех, кто создает террористические организации.
  • Определить пути решения этой проблемы.
  • Определить роль университетов и общественных учреждений в решении этой проблемы.

Важность исследования 

Важность этого исследования представляется в том, что забота о молодежи является потребностью развития, ведь будущее любого общества связанно с тем, что сможет дать ему молодежь. Распространение насилия и экстремизма среди молодежи представляет собой фактор разрушения и разложения в обществе, поэтому важность этого исследования будет выявлена в ходе мониторинга наиболее показательных проявлений насилия и экстремизма среди молодежи. Наряду с этим будут изложены продуктивные методы решения этой проблемы, что даст возможность ответственным и уполномоченным лицам применять их непосредственно на местах, чтобы использовать потенциал молодежи, которая считается богатством наций.

Понятия и термины

  1. Понятие насилия

Понятие насилия включает в себя несколько значений. Оно может означать оказывание давления или применение силы, не соответствующее Шариату или законодательству, с целью повлиять на волю конкретного лица. Также понятие насилия используется в значении принуждения. С юридической точки зрения мы видим, что, если имело место принуждение при заключении договора, это служит причиной признания его недействительным.

Электронный словарь webster дает слову насилие несколько определений:

Интенсивное применение силы или жестокости; совершение действий, причиняющих страдание; необоснованное применение силы или принуждения; и другие значения, которые указывают на применение физической силы с целью причинения страданий или вреда другим людям.

Автор же этого исследования говоря о насилии, имеет ввиду насилие, противоречащее Шариату, то есть насилие, неприемлемое с точки зрения Шариата и членов общества. Также в более узком смысле под насилием он имеет в виду индивидуальное насилие, и эта то самое насилие, которое исходит от молодежи в повседневной жизни, то есть враждебные действия такие как драки, когда бьют по лицу руками и ногами, использование оружия наряду с участием молодежи в погромах и порче общественного и частного имущества или любые другие виды разрушения и распространения нечестия на земле.

  1. Понятие молодежи

Существует разногласие между исследователями в определении молодости. Мы можем обнаружить тенденцию к определению этого периода жизни с опорой на определенный период времени. Так, в словаре «Муджам аль уаджиз», говорится что молодежь — это те, кто достиг совершеннолетия и длится этот период до тридцати лет. А некоторые ученые-демографы считают, что это те, чей возраст между пятнадцатью и двадцатью пятью годами, тогда как другие считают, что их возраст между пятнадцатью и тридцатью пятью годами. Эти разногласия связаны с различными научными и социологическими подходами к определению этой группы населения.

Автор этого исследования опирается в этой работе в определении возраста, соответствующего молодости, на мнение, что это период между пятнадцатью и двадцатью пятью годами, основываясь на том, что в этот период завершается телесное, умственное и социальное развитие человека и он становиться способным выполнять различные обязанности.

  1. Понятие экстремизма

Экстремизм — это строгость или неумеренность в каких-то определенных вещах или принципах, то есть крайняя направленность. Под словами экстремистская деятельность понимается деятельность, которая имеет крайнюю форму, и это то же самое, что чрезмерность. И когда человек преувеличивает в какой-то идее или в какой-то позиции без каких-либо послаблений про этого человека говорят, что он экстремист в своей позиции или убеждениях, или в политических или религиозных взглядах. Экстремист в языковом значении означает тот, кто отклонился от середины.

И экстремизм известен во многих странах мира в религиозных вопросах, в политических, народных и так далее. И этот экстремизм является результатом воздействия грубого отношения одной стороны в отношении другой. И если этот экстремизм сопровождается насилием и другими преступными действиями, которые угрожают безопасности людей, то это становится терроризмом. Потому что этот экстремизм начинает порождать страх и ужас, а это высшая степень отчаяния и разрушительной жестокости. Поэтому экстремизм — это чрезмерность политическая, религиозная или идейная, и это опасная и разрушительная дорога для человека, общества и государства и необходимо бороться с этим различными путями используя при этом роль закона. И экстремизм — это один из видов чрезмерности, а чрезмерность в языковом значении указывает на переход границ, а терминологическое значение — это суровость в религии, доводящая до перехода границ.

И из современных ученных есть те, кто дает ему определение, что это позиция, в которой присутствует чрезмерность, которую человек занимает в общем или личном вопросе, переходя разумные и общепринятые границы.

Также в понятие чрезмерности входит экстремизм, ригоризм[1] и насилие. Значение экстремизма — это переход границ умеренности и отсутствие срединного положения; ригоризм — это излишнее углубление в слова и дела; а насилие указывает на то, что противоречит доброму отношению, и на слишком строгий подход. Все эти термины являются тем, что описывает чрезмерность. Для проявляющего чрезмерность характерны строгое отношение к религии, применение насилия в отношении других, ригоризм и чрезмерное углубление в религиозные дела.[2]

Д-р Исмаил Ибрахим считает, что есть много общих терминов и понятий для понимания экстремизма, из них — это чрезмерность, фанатизм, помешательство на какой-то идее. И все эти понятия близки по смыслу, и они означают суровость, которой характеризуется личность относительно какой-то темы или идеи, в которой он убежден.[3]

Д-р Абдуррахман аль-Лювайхик считает, что слова близкие по значению к термину чрезмерность это: ригоризм, излишняя суровость и излишнее углубление. Также некоторые слова соотносятся со словом чрезмерность, как общее соотносится с частным, как, например, нововведение или несправедливость. Также те, кого праведные предшественники называли словами «последователи страстей» включают в себя приверженцев нововведений и проявляющих чрезмерность.[4]

Д-р Хусейн Абдульхамид Ришуан указывает, что есть различие между экстремизмом и серединной религиозностью. Религиозность является положительным явлением, означающим соблюдение человеком религиозного закона в понимании правильного пути и нравственных ценностей. И это требует от общества поддержки. А что касается экстремизма, то это сильное углубление и чрезмерность в понимании религиозных текстов без знания их целей. И отсюда становится ясным различие между ними.[5]

Экстремизм и чрезмерность запрещены в религии, и есть ясные тексты, разъясняющие позицию исламского Шариата относительно этого. Сказал Всевышний Аллах: «Скажи: О, обладатели писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и не говорите про Аллаха ничего кроме истины».[6] Также говорит Аллах: «Скажи: «О, обладатели Писания! Не излишествуйте в своей религии вопреки истине и не потакайте желаниям людей, которые впали в заблуждение до вас, ввели в заблуждение многих других и сбились с прямого пути»».[7]

Так же мы видим, что в словах Всевышнего: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси за них прощения и советуйся с ними в делах»[8] — мы видим, что в этих аятах указание на необходимость взаимоотношений с людьми с мягкостью, чтобы взаимодействия с ними было легким.

Так же есть много доказательств на это в словах пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, он сказал: «Поистине, в чем бы не присутствовала мягкость, она украшает это, и если что-то лишено ее, то это становиться порочным».[9] Также он сказал: «Пропали, погибли проявляющие чрезмерность!» И он повторил это трижды, имея ввиду тех, кто излишествует, переходит границы в словах и делах.[10]

  1. Виды чрезмерности и экстремизма

Есть несколько проявлений и видов чрезмерности и экстремизма. Д-р Абдуррахман аль-Лювайхик указывает на два вида чрезмерности:

1) Полная чрезмерность в убеждениях. Под этим подразумевается то, что связанно с общими положениями Шариата и его важнейшими вопросами, и это ограничено убеждениями, которые становятся причиной действий органами. Примеров этому много: чрезмерность в отношении имамов и утверждение их безгрешности и безошибочности или чрезмерность в проявлении непричастности к обществу, которое совершает грехи, и вывод из Ислама его членов, и это второе более опасно чем первое.

2) Частичная чрезмерность в делах. Здесь имеется в виду то, что связано с частными вопросами исламского Шариата или с большей их частью. Под словами «чрезмерность в делах» имеется в виду то, что связанно с делами и ограничено этим, будь это слова языком или дела органами, или же то, что проявляется лишь в делах и не является результатом порочного вероубеждения. Например, тот кто выстаивает ночную молитву на протяжении всей ночи — такой человек считается тем, кто впал в чрезмерность, однако эта чрезмерность в делах не основана на порочных убеждениях. Тот же, кто сторонится мусульманских мечетей, потому что он считает их вредоносными мечетями — он впал в общую чрезмерность в убеждениях. Однако, если увеличатся проявления частичной чрезмерности в делах, она станет полной чрезмерностью, потому что вред от такой чрезмерности будут равен вреду от полной чрезмерности в убеждениях. Таким образом, полная чрезмерность является более опасной, чем частичная. Наряду с этим нам может стать ясным различие между этими двумя крайностями на основании того, на что указал д-р Абдуррахман аль-Лювайхик:

  • Содержание религиозных текстов. Когда в них говорится о полной чрезмерности в убеждениях, речь идет о течении или группе. Например: «Среди потомков этого человека появится группа…». А что касается чрезмерности в делах, то здесь тексты говорят про каждого человека в отдельности, а не про группы.
  • Вред от полной чрезмерности в убеждениях распространяется на всех, тогда как вред от частичной чрезмерности в делах ограничен тем, кто ее проявляет.
  • Полная чрезмерность в убеждениях непременно влечет вред. Что же касается вреда от частичной чрезмерности в делах, то он относителен. Может быть так, что на одного человека это влияет и относительно него это будет чрезмерностью, а на другого не влияет и не будет считаться чрезмерностью.
  • Также есть особенности, которые объединяет хадис посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, переданный Абу Саидом аль-Худри в Сахихе аль-Бухари про человека который выразил несогласие с тем, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поделил трофеи, потому что он дал курайшитской знати больше чем другим, и в этом хадисе: «…затем этот человек ушел и один из присутствующих спросил разрешения убить его (возможно это был Халид ибн аль-Валид), на что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: « Поистине, среди потомков (или товарищей) этого человека появятся люди, которые станут читать Коран, но дальше их глоток такое чтение проходить не будет. Они будут убивать мусульман и оставлять в живых язычников «».[11] Мы видим в этом хадисе, что он описал их отсутствием понимания Корана, и тем что они убивают мусульман и оставляют в живых язычников и все это является результатом вывода из Ислама и дозволения крови.[12]

Значит первая их особенность — это отсутствие понимания Корана у них, и это видно в словах посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «…они будут читать Коран, но дальше их глоток такое чтение проходить не будет». То есть читают Коран сами и читают его другим, однако не понимают его, не понимают его целей и по причине непонимания Корана они берут аяты, ниспосланные в отношении неверующих и применяют их в отношении мусульман. Также их недостаток в понимании Корана ведет их к выходу из Сунны и называнию плохим того, что не является плохим, и хорошим того, что не является хорошим. Они верят только в то, с чем пришел Пророк из Корана, но не верят в то, с чем он пришел из Сунны, из того, что противоречит — как они утверждают — явному пониманию Корана.

Что же касается второй их особенности — то это вывод людей из Ислама и дозволение проливать их кровь. Сказал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Они будут убивать мусульман и оставлять в живых язычников», потому что они выводят их Ислама за грехи, и за выводом из Ислама следует то, что они считают дозволенным кровь и имущество мусульман, и что «обитель Ислама» — это «обитель неверия», и что их обитель — это «обитель веры», и они считают, что тот, кто не на их пути — он вышел из религии и его кровь дозволена.

Известно, что эта идея проявлялась у хариджитов во время правления праведного халифа Али ибн Абу Талиба, да почтит его Аллах. Они были аскетичными людьми и много поклонялись, однако они отдалились от обладателей знания и стали проявлять смелость в вынесении шариатских постановлений и высказывании опасных мнений в больших вопросах религии, а также ругали ученных, противоречащих их мнению, умаляя их степень.

Шейх Джалял Абдуррахман Ариф подтверждает[13], что есть несколько проявлений чрезмерности, которыми описываются экстремисты, как основы или правила, отличающие их от других сект или групп, из них:

  • Вывод из Ислама общества полностью, особенно несогласных с их мнением.
  • Запрещение молитвы в мечетях кроме молитвы позади тех чьи убеждения известны для них.
  • Призыв к насилию и к выходу против мусульман, к убийству невинных людей и поднятию смуты.
  • Запрет учиться в государственных учебных заведениях.
  • Порочение известных среди людей ученых и принижение их достоинства и их фетв.

Мы видим, что подобное поведение неприемлемо в обществе и не соответствует общепринятым ценностям, однако эти секты навязывают людям свои идеи и ценности, несмотря на то, что ни один разумный человек не примет этого, не говоря уже о том, чтобы жить в соответствие с этим, такие как вывод людей из Ислама или убийство ни в чем не повинных детей, женщин и стариков как это происходит в террористических актах.

Д-р Хусейн Абдульхамид Ришуан считает, что экстремист убежден в том, что члены общества вероотступники или неверующие, поэтому разрушение подобного общества — это один из видов приближения к Аллаху и старания на Его пути, отталкиваясь от основ «приказа одобряемого и запрета порицаемого» — как убеждены они — или чтобы навязать свои основы и ценности членам общества, посредством чего человек превращается в одного из исполнителей их террористических операций.

Опасность экстремизма и чрезмерности кроется в том, что эти идеи передаются другим непроизвольно, особенно если их последователи следуют четкой стратегии и пользуются убеждающими методами со стороны тех, кто занимается вербовкой, поэтому эти идеи укореняются в сердце человека и становятся его новыми убеждениями и идеями, становятся неотделимой его частью и очень сложно его вернуть на прежний путь.

Также д-р Хусейн Абдульхамид Ришуан считает, что из проявлений экстремизма — чрезмерность в исполнении религиозных обязанностей, а также отчитывание самого себя по причине небрежности к дополнительным поклонениям так, будто это обязательные поклонения, или вынесение решения по ним достигающее неверия. Также из этих качеств — это плохие мысли о других, также поиск их ошибок и преувеличение их и суровое и жестокое отношение к ним. Также из того, что можно заметить у них — это их низкий уровень образованности, и то, что они опираются в изучении религии на хутбы (проповеди) некоторых ученных и проповедников без углубления и уточнения в понимании уроков.

  1. Экстремизм и терроризм

Можно сказать, что терроризм является силовой формой навязывания экстремистских взглядов. Таким образом терроризм зарождается и развивается в лоне экстремизма и идеологии, которая утверждает неприятие других мнений и навязывание единственного мнения силой.

После того, как мы изложили понятия и термины, попытаемся ответить на первый вопрос, поднимаемый в данном исследовании: каковы причины влияния террористических организаций на молодежь?

На самом деле невозможно выделить единственную причину влияния террористических организаций на молодежь, однако многие социальные исследования пытаются пролить свет на причины уязвимости молодежи перед террористическими группами. В действительности можно выделить три этапа влияния:

  1. Этап влияния

1) Подверженность влиянию как результат чувства психологической неудовлетворенности

Такой подход к объяснению влияния проистекает из базового предположения о том, что те, на кого воздействуют террористические группы, испытывают больше, чем другие, чувство, называемое фрустрацией[14], и что это чувство становится причиной их подверженности влиянию террористических групп. Согласно такому подходу к анализу этого явления, подверженность влиянию оказывается результатом чувства разочарования, потери и отсутствия удовлетворения.

2) Терроризм как следствие негативной самооценки

Согласно такому подходу, большинство попавших под влияние террористических групп имеют негативную самооценку как результат чувства невозможности реализации себя в обществе. Неудачи, которые терпят большинство террористов, порождают разочарование и, соответственно, негативное отношение к себе и другим, что заставляет их проявлять насилие и отклоняться от социально приемлемого поведения.

Джин Кнутсон считает, что попадание людей под влияние террористических групп происходит в результате отсутствия у них вариантов самореализации в обществе, что заставляет их демонстрировать подобное поведение. Отсутствие вариантов, заставляет таких людей рассматривать террористические группы как единственный выход для избавления от разочарования и негативной самооценки.[15]

3) Терроризм как следствие себялюбия и нарциссизма[16]

Сторонники этого подхода считают, что попавшие под влияние террористических групп — это личности, которые страдают от душевных травм, полученных во время детства, прошедшего в несчастных и неполных семьях. В большинстве своем такие люди ищут внешнего врага, которого можно было бы обвинить в тех разочарованиях, которые они испытали за свою жизнь. Вдобавок это в основном люди, не добившиеся успехов ни в своих делах, ни в образовании.

  1. Этап вовлечения

Кто становится террористом, и кто вступает в террористические группы?

Рассматриваемая нами проблема не ограничивается лишь тем, что кто-то проявляет симпатию к террористическим группам и попадает под их влияние. Проблема в том, что такие люди иногда сами становятся террористами в результате нескольких шагов, указанных в социальных исследованиях. Наиболее показательными из них являются следующие:

  • Симпатия к террористической группе. Вовлечение в террористические группы и участие в них начинается с чувства симпатии и поддержки действий террористической группы. На начальных этапах, предшествующих вступлению в террористическую группу, эта симпатия принимает форму похвалы в их адрес, довольства их действиями и защиты их идей.
  • Поскольку большинство из тех, кто впоследствии участвует в тайных и террористических операциях, являются людьми, удалившимися от общества, они могут столкнуться с проблемой или несчастьем, которое заставит их перейти от симпатии к искреннему желанию полноценного участия в террористической группе, что позволит им удовлетворить их потребности, то есть дать то, чего они на самом деле лишены в обществе.
  • Так как террористические группы являются закрытыми и тайными организациями, должен быть человек, который помогал бы вводить новых членов в террористическую организацию. Особенно с учетом того, что террористические организации отличаются скрытностью и закрытой системой, которая не позволяет принимать новых членов без проверки и изучения. Можно сказать, что для того, чтобы человек вступил в террористическую группу, он должен быть подготовлен к этому своей симпатией к деятельности террористических организаций и довольством их методами. Однако одной этой подготовленности недостаточно. Должна быть благоприятная возможность для присоединения, а также сам человек должен быть подходящим для террористической группы, которые в большинстве своем представляют собой закрытую систему, не позволяющую вводить в нее новый элемент иначе как после строгой и доскональной проверки. Подготовленности к присоединению к террористической группе, особенностей личности и принятия со стороны членов группы все еще недостаточно для вступления в нее. Человек должен обладать определенными навыками, такими как умение изготовлять взрывные устройства, возможность быстрого перемещения в районах, в которых будут совершаться террористические операции, и т.п.

Шоу считает, что для присоединения к террористической организации существует ряд шагов, т.н. персональная модель присоединения к террористическим группам. Эта модель требует от человека обладания особыми качествами, что облегчает его присоединение к террористической группе. Эти особые качества заключаются в следующем:

  • Детство, проведенное в суровых социальных условиях.
  • Самоуничижение (недовольство собой или своими достижениями и чувство постоянного разочарования).
  • Совершение иррациональных и несовместимых с общественными ценностями действий.
  • Столкновение с официальными властями.
  • Личные связи с некоторыми группами террористов служат своеобразным «пропуском» в террористическую группу.
  1. Этап оправдания

Оправдание преступного поведения

На самом деле попавшие под влияние террористических групп оправдывают их поведение посредством определенных шагов, представленных в ранее проведенных исследованиях в виде следующего:

  • Создание морального оправдания посредством убеждения террористами самими себя в том, что они освобождают людей от «большого шайтана».
  • Террористы считают сами инструментом исполнения распоряжений полевого командира, принадлежащего к террористическому движению, и в результате такого понимания они снимают с себя ответственность за содеянное.
  • Для снижения или недопущения страданий, причиняемых картиной последствий теракта, используется тактика «удара и бегства».
  • Обвинение жертв теракта в том, что они являются инструментами в руках власти, и что они ответственны за распространение нечестия.[17]
  1. Этап формирования ячеек

А затем наступает время четвертого этапа — этапа формирования ячеек, протекание которого состоит из следующих стадий:

  • Стадия привлечения

Террористические группы особо полагаются на человеческий фактор, который они считают основой всей своей деятельности, поэтому они стремятся расширить круг своих сторонников путем привлечения людей разных национальностей из разных частей света.

Также террористические группы возлагают особые надежды на привлечение новых членов из числа молодых иммигрантов, обладающих низким культурным уровнем и неизвестных органам безопасности, которые легко поддаются влиянию. Они бросают их в плавильный котел экстремизма, используя религиозные проповеди, обращенные к совести и влияющие на неискушенные и наивные умы. Чтобы побудить эту категорию привлеченных решиться пройти обучение для формирования террористических ячеек, террористические группы опираются на фетвы, выданных идеологами и духовными лидерами экстремистских организаций в различных частях мира с целью легализовать практику этих видов деятельности, запрещаемых религией и законодательством, под предлогом долга выполнения джихада, который якобы предоставляет им шанс искупить свои грехи. Ранее мы уже говорили о совокупности методов, практикуемых террористическими группами для оправдания своей деятельности.

  • Стадия подготовки

Террористические группы придают первостепенное значение процессу обучения и подготовки своих последователей, как в военном, так и в идейном отношении, в соответствии с их планами джихада. Например, мы можем увидеть, что организация «Аль-Каида» в течение последнего десятилетия заботилась о том, чтобы выделять значительную часть своих финансовых ресурсов для создания множества многопрофильных лагерей на афганских землях и контроля за ними, обеспечивая жильем и оплачивая расходы тех, кто прибывает туда.

Продолжительность военной подготовки и идейного формирования в этих лагерях колеблется от 9 до 12 месяцев, в течение которых проходит физическая подготовка обучающихся, изучение искусства ведения партизанских и уличных войн, а также того, как использовать беспроводные устройства, современные средства связи и пользоваться оружием, как легким, так и тяжелым. Помимо этого, им преподаются теоретические и практические уроки о том, как делать простые бомбы и взрывчатку.

Параллельно с военным формированием, с обучающимися проводятся теоретические уроки по джихаду для того, чтобы посвятить их в свою террористическую идеологию, опираясь на некоторые источники и видеоматериалы о войнах, которые имели место в Боснии, Афганистане или в Чечне. Их отправляют в лагеря также и для того, чтобы они знакомились друг с другом, изучали ситуацию в своих странах, строили планы и побуждали друг друга к противостоянию своим правителям и обвинению их в неверии, а также объявляли джихад, чтобы свергнуть их и установить альтернативное исламское правление, к которому они стремятся.

  • Стадия ассимиляции

Вслед за окончанием стадии подготовки происходит отправка некоторых из прошедших обучение в различные горячие точки по всему миру, такие как Чечня и Кашмир, тогда как другие перемещаются в различные европейские страны, чтобы формировать террористические ячейки. Трудность выявления этих ячеек заключается в том, что их «спящие элементы» растворяются в обществе, в котором они живут и приспосабливаются к нему так, что становятся подобными другим людям. Таким образом они работают над тем, чтобы проникнуть в различные слои общества, проводить жизнь естественным образом и заниматься торговой и трудовой деятельностью. Эти элементы отличаются высокой способностью к ожиданию, в течение которого они нисколько не утрачивают своей решимости. Они стараются не привлекать к себе внимания как во внешнем виде, так и в поведении, которое либо соответствует самым точным образом, либо стремится к тому, чтобы соответствовать, образу жизни общества, в котором они ассимилируются. Кроме того, эти элементы стремятся не проявлять никакого интереса к политическим или религиозным вопросам даже если они будут подниматься в их присутствии. Таким образом, они избегают бесед о вопросах фикха и проявляют осторожность и осмотрительность при контактах с другими подобными им элементами.

  • Стадия подготовки к осуществлению запланированных террористических акций

Принцип, на котором основаны террористические ячейки, заключается в том, что они «пробуждаются», когда возникает такая необходимость, посредством инструкций, получаемых от руководителей террористических организаций и групп, к которым они принадлежат. Ни при каких обстоятельствах невозможно точно определить период времени, необходимый для того, чтобы спящие элементы превратились в действенные и эффективные орудия исполнения намеченных целей, поскольку этот вопрос во многом зависит от сопутствующих обстоятельств и вновь возникающих факторов.

Стадия подготовки к осуществлению запланированных террористических акций может занять несколько месяцев, в течение которых назначаются и распределяются роли между различными спящими элементами. Некоторым из них поручается сбор информации и разведывательная деятельность, направленная на изучение места совершения акции, исследование окрестностей и устранение трудностей и препятствий, которые могут привести к путанице в реализации запланированных акций с необходимой точностью. На других возлагается задача после этого обеспечить необходимую логистику и снаряжение (деньги, средства связи, оружие, взрывные устройства и т.д.). И наконец на заключительном этапе происходит непосредственное осуществление запланированной акции, которое поручается одному или нескольким элементам, в зависимости от ее характера, важности и возлагаемых на нее ожиданий.

Существует множество подходов к рассмотрению того, как мораль терроризма формируется в обществе, и мы рассмотрим их здесь, чтобы дополнить нашу тему.

  1. Терроризм, как результат чувства психологической неудовлетворенности

Такой подход к объяснению формирования морали терроризма у членов общества проистекает из базового предположения о том, что потенциальные террористы испытывают больше, чем другие, чувство, называемое фрустрацией, и что это чувство становится причиной появления у них соответствующего образа мыслей. Согласно такому подходу к анализу этого явления, терроризм оказывается результатом чувства разочарования, потери и отсутствия удовлетворения.

Профессор Дж. К. Дейвис считает, что терроризм — это результат несоответствия между тем, что человек получает в действительности и тем, что ему нужно для удовлетворения своих личных потребностей. То есть человек получает на самом деле меньше, чем, по его мнению, ему нужно для удовлетворения его потребностей. Как следствие этого, он постоянно чувствует себя обделенным и лишенным своих прав. Он говорит, что большинство террористических акций во всем мире являются результатом разочарования, вызванного политическими и экономическими факторами и личными потребностями, которые общество не может удовлетворить, или же результатом того, что ожидания отдельных людей по отношению к обществу были выше, чем то, что оно было способно им дать. Таким образом, терроризм является естественным следствием разочарования во всех его видах и формах.[18]

С другой стороны, Франко Ферракути считает, что это разочарование зарождается и усиливается у человека, когда он находится в субкультуре, которая поощряет терроризм и отображает социальную реальность мрачным и разочаровывающим образом. А раз человек неизбежно является продуктом социального окружения, в котором он живет, то преступная субкультура, которая утверждает, что у людей нет альтернатив, способных удовлетворить их чаяния, порождает терроризм, насилие и экстремизм.[19] Некоторые теоретические основы были рассмотрены в разделе о толковании преступного поведения в предыдущей части этой книги.

Это подтверждает Пол Вилкинсон, говоря, что для правильного понимания политического терроризма необходимо понимать убеждения террористов, их образ жизни и мышления.[20]

  1. Терроризм как следствие негативной самооценки

Согласно такому подходу, большинство террористов имеют негативную самооценку как результат чувства невозможности реализации себя в обществе. Неудачи, которые терпят большинство террористов, порождают разочарование и, соответственно, негативное отношение к себе и другим, что заставляет их проявлять насилие и отклоняться от социально приемлемого поведения.

Джин Кнутсон считает, что террористы начинают практиковать насилие в результате отсутствия у них вариантов самореализации в обществе, что заставляет их демонстрировать подобное поведение. Отсутствие вариантов, заставляет таких людей рассматривать террористические группы как единственный выход для избавления от разочарования и негативной самооценки.[21]

  1. Терроризм как следствие себялюбия и нарциссизма

Сторонники этого подхода считают, что террористы — это личности, которые страдают от душевных травм, полученных во время детства, прошедшего в несчастных и неполных семьях. В большинстве своем такие люди ищут внешнего врага, которого можно было бы обвинить в тех разочарованиях, которые они испытали за свою жизнь. Вдобавок это в основном люди, не добившиеся успехов ни в своих делах, ни в образовании.

После ответа на первый вопрос о том, кто присоединяется к террористическим группам, мы попытаемся ответить на второй вопрос, а именно о методах противодействия этому явлению, поскольку Королевство Саудовская Аравия со своим опытом является пионером в этой области, что мы и рассмотрим здесь.

Королевство Саудовская Аравия использовало различные методы, дополняющие друг друга, для предотвращения проявления терроризма в саудовском обществе. Эти методы были реализованы посредством профессиональной подготовки на основе планирования, обучения и научных исследований. Мы обсудим совокупность этих методов, рассмотрев следующие их основы:

Первая основа: меры безопасности

1) Упреждающие удары

Нет сомнений в том, что бдительность сотрудников саудовской службы безопасности привела при поддержке Аллаха, свят Он и возвышен, к предотвращению многих кризисов и срыву террористических планов, которым саудовские силовики дали твердый и решительный отпор. Вероятно предотвращение в Саудовской Аравии многих террористических акций прямо накануне их совершения, подтверждает достоинство саудовского сотрудника службы безопасности и его способность распознавать и реагировать на угрозы безопасности еще до того, как они воплотятся в жизнь. Это противостояние привело при поддержке Аллаха, свят Он и возвышен, к значительному сокращению террористических акций.

2) Прямое противостояние

Усилия Саудовской Аравии по сдерживанию терроризма не ограничиваются одними упреждающими ударами, она готова также противостоять террористической угрозе, когда она уже воплотилась в жизнь. Службы безопасности Саудовской Аравии противодействуют терроризму посредством совокупности методов, некоторые из которых мы перечислим в качестве примера:

1 — Раскрытие личности разыскиваемых лиц, что помогает в их обнаружении сотрудниками службы безопасности и гражданами. Это один из видов упреждающего противостояния и прямого воздействия на террористов, и поэтому саудовское телевидение неоднократно транслировало списки разыскиваемых службой безопасности лиц, чтобы активизировать роль граждан в этом противостоянии.

2 — Усиление мер безопасности и оперативная реакция на всех, кто пытается нарушить ее, путем применения на важных объектах превентивных мер безопасности и защиты от любых террористических акций, которые могут произойти.

3 — Мобилизация общественности на борьбу с террористами с помощью финансовых вознаграждений, когда объявляется о крупном финансовом вознаграждении тем, кто сообщит о любом террористе, или тем, чье сообщение послужит причиной предотвращения готовящихся террористических актов. Этот метод приводит при помощи Аллаха, свят Он и возвышен, к сдерживанию терроризма.

4 — Предупреждение о недопустимости оказания помощи, поддержки или финансирования преступных элементов, когда неоднократно объявляется о том, что тот, кто укрывает террористов, является соучастником их преступлений. Этот метод позволяет оказывать давление на террористов.

5 — Вооруженное противостояние с террористами в их логове. В результате многочисленных успешных спецопераций было ликвидировано множество распространяющих смуту преступных элементов.

6 — Оперативный арест преступных элементов, обнаруженных на месте совершения преступления, допрос и выяснение реальных мотивов преступления, а также выявление их соучастников, заказчиков и источника финансирования их действий.

7 — Розыск людей, находящихся в бегах, определение их местонахождения и готовящихся ими акций с последующим их предотвращением.

8 — Арест подозрительных элементов с поличным во время совершения ими преступлений террористической направленности или соучастия в их совершении путем надежных, точных и быстрых операций захвата.

9 — Допрос соучастников террористических акций, которые бежали с места совершения преступления, или тех, кто был задержан во время подготовки к совершению других терактов.

10 — Предостережение общества от идей и опасности, исходящих от экстремистских организаций, и просьба о помощи в предоставлении информации о подозрительных элементах, их действиях и местах сбора.

11 — Быстрота развертывания следственных учреждений в городах и за их пределами и обмена информацией между руководителями и оперативными работниками.

12 — Отслеживание и изучение подозрительной активности с целью убедиться в отсутствии в этих действиях состава преступления.

13 — Усиление охраны важных персон и политических деятелей, в отношении которых возможно совершение преступлений террористической направленности.

14 — Усиление охраны важных и стратегических объектов, на которых возможно совершение преступлений террористической направленности.

15 — Усиление охраны объектов транспорта и связи, в отношении которых возможно совершение преступлений террористической направленности.

16 — Усиление границ для сокращения контрабанды, увеличение их патрулирования и оснащение их необходимым оборудованием.

17 — Подготовка людей для работы с преступлениями террористической направленности, будь то сбор информации, арест или допрос, и проверка их готовности к выполнению возложенных на них задач.

18 — Создание и активизация деятельности исследовательских центров, поддержка принятия ими решений и оснащение их квалифицированным персоналом и необходимым техническим оборудованием.

19 — Использование новейших технологий в области безопасности и управления и применение их в руководстве силовыми операциями.

20 — Активизация принципа прямого сотрудничества в сфере безопасности между силовыми структурами, правительством и даже частным сектором.

21 — Изучение упущений в области безопасности, которые позволяют террористам совершать свои преступления, и разработка необходимых защитных планов.

22 — Проведение необходимых эффективных исследований всего, что связано с экстремизмом и его тенденциями, и инициация решений, направленных на его уничтожение. А также определение способности органов безопасности противостоять преступлениям террористической направленности, и определение возможных целей таких преступлений.

Вторая основа: идейное противостояние

Идейное противостояние терроризму в саудовском обществе основано на совокупности методов, которые мы приведем в следующем порядке:

1 — Демонстрация открытых заявлений тех, кто отказался от своих фетв, связанных с такфиром (обвинением в неверии).

2 — Демонстрация признаний тех, кто раскаялся.

3 — Издание книг, подтверждающих умеренность Ислама и его удаленность от чрезмерности.

4 — Проведение национальных кампаний солидарности против терроризма.

5 — Прозрачность в отношении принимаемых мер по борьбе с терроризмом, разоблачение планов террористов и демонстрация всего, что может послужить раскрытию лжи этой заблудшей группы.

6 — Активное распространение образовательных и медийных программ, демонстрирующих серьезность этого явления в различных средствах массовой информации.

7 — Подчеркивание саудовских принципов, которые ставят акцент на умеренность во взаимоотношениях.

Третья основа: юридические аспекты

Усилия судебной системы в противостоянии терроризму основаны на совокупности методов, некоторые из которых мы упомянем в качестве примера:

Назначение сурового наказания за терроризм в соответствии с фетвой Совета старейших ученых №148 от 1409 г.х./1989 г. по х.л., изданной в Таифе, в которой они постановляют, что исламский Шариат рассматривает терроризм как проявление враждебности, несправедливости и нечестия на земле, потому что это война против Аллаха, Его посланника и Его творений, опираясь на благородный аят из суры аль-Маида: «Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения».[22]

В тексте резолюции заседания сказано: «После многих происшествий, в которых было убито множество невинных людей и которые повлекли за собой причинение материального вреда, гибель имущества и разрушение общественных зданий, совершенных некоторыми людьми слабыми в вере или же полностью утратившими ее из числа обладателей больных сердец, и в связи с тем, что Королевство Саудовская Аравия, как и другие страны, стало объектом этих действий, заседание Совета считает необходимым рассмотреть установление сдерживающего наказания для того, кто занимается подрывной деятельностью. Исходя из слов обладателей знания о том, что шариатские законоположения в своей совокупности указывают на необходимость защиты пяти вещей, которыми являются: религия, жизнь, честь, разум и имущество, и в связи с тем, что эти действия влекут за собой нарушение общественной безопасности и создание положения беззакония и смуты, заседание Совета решило:

Тому, в отношении кого было узаконенным Шариатом путем доказано, что он совершал разрушения, порчу и посягательство в отношении жизни людей и частной или государственной собственности, подобно взрывам домов, мечетей, школ, больниц, заводов, мостов, оружейных складов, водопроводов и нефтепроводов, а также взрывам и захватам самолетов и т.д., наказанием служит смертная казнь.

Вместе с этим Совет заявляет о необходимости полного соблюдения необходимых доказательных процедур в судах первой и кассационной инстанции и Верховном суде, с предоставлением обвиняемым возможности оправдываться и защищаться, а также о необходимости соблюдения государством всех необходимых процедур, предписанных Шариатом, для установления преступления». И многим террористам в качестве наказания была назначена смертная казнь.

Четвертая основа: международное сотрудничество в борьбе с терроризмом

Королевство Саудовская Аравия ведет активную кампанию против терроризма и террористов. Возможно, наиболее показательным ее проявлением является созыв Королевством Саудовской Аравии международной конференции по терроризму в городе Эр-Рияде, в которой представители разных национальностей более чем из пятидесяти стран приняли участие в обмене опытом и мнениями по проблеме терроризма и проведении семинаров по противодействию этому явлению.

Кроме того, призыв Королевства Саудовской Аравии к созданию международного центра в области исследований и обмена информацией о терроризме и террористах является подтверждением его стремления искоренить терроризм во всех странах мира, а не только в самом Королевстве.

Проведенная в Королевстве Саудовская Аравия международная конференция по борьбе с терроризмом выявила несколько аспектов, имеющих международное значение. А именно:

1 — Королевство Саудовская Аравия подтверждает, что терроризм не ограничен определенным регионом или страной, и что борьба с терроризмом должна вестись в глобальном масштабе.

2 — Королевство Саудовская Аравия не считает вопросы терроризма исключительно внутренними делами государства, не допускающими внешнего вмешательства, а сотрудничает с международным сообществом в его искоренении.

3 — Оно подтверждает свое неустанное стремление к сотрудничеству с международным сообществом, чтобы избавить мир от зла этого бедствия и опасной болезни.

4 — Оно подчеркивает несомненность того факта, что терроризм не имеет религии, родины или национальности, а является опасной болезнью общества, угрожающей всем народам.

Действительность показала, что международные усилия Саудовской Аравии в области борьбы с терроризмом не прекратились на этом этапе, и что они не носили лишь кратковременный характер. Саудовская Аравия является пионером в этой области, активно содействуя принятию Советом министров внутренних дел арабских стран ряда решений, направленных на укрепление международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом между арабскими странами. Кроме того, Королевство Саудовская Аравия заключило много двусторонних соглашений в области безопасности, в которых проблема борьбы с терроризмом является приоритетной.

Королевство Саудовская Аравия также ратифицировало ряд международных конвенций, касающихся борьбы с терроризмом. Все это отражает стремление Королевства Саудовской Аравии придать борьбе с терроризмом международный характер. Да хранит Аллах страну Двух Святынь от всякого зла!

А сейчас мы рассмотрим роль университетов и общественных учреждений в решении этой проблемы:

Роль университетов:

Образование — это интегрированный процесс, в котором происходит взаимодействие между четырьмя основными компонентами: учащимся, учебной программой, преподавателем и образовательной средой. Развитие образовательного процесса невозможно без улучшения этих четырех факторов, так же, как и нельзя обсуждать ожидаемую роль университетов в противостоянии экстремистскому мышлению в отрыве от развития четырех вышеупомянутых элементов образовательного процесса. Основные аспекты, касающиеся каждого компонента образовательного процесса, будут рассмотрены в следующем порядке:

  1. Учащийся

Следует отметить, что зачастую получение образования в саудовском обществе подобно вкладыванию средств в банк. Учащийся хранит информацию, пока не придет время ее извлечения во время экзамена. Таким образом, учащийся считается сосудом для хранения информации, не играющим никакой роли в ее понимании или исследовании. Люди, имеющие опыт получения образования «банковского типа», являются наиболее легко поддающимися влиянию каких-либо идей и наиболее строгими в следовании им без размышлений и обсуждений. Подобные люди могут стать легкой добычей, оказавшись заложниками какой-либо идеологии как в своих мыслях, так и поступках.

Таким образом, активизация роли университетов в противодействии экстремизму должна основываться на привитии учащимся навыков обучения посредством диалога, базирующегося на мышлении и творчестве, что позволяет уму учащегося размышлять и видеть истину с разных сторон. Посредством этого они могут при поддержке Аллаха, свят Он и велик, избежать того, чтобы стать легкой добычей для экстремистских идей и проповедников насилия и разрушения.

Университеты, в лице преподавателей и прочих сотрудников, должны выявлять группы риска, то есть любые определенные группы внутри большого сообщества, которые могут подвергнуться влиянию разрушительных идей, и попытаться направлять их и разрабатывать для них специальные программы. Ведь неспособность удовлетворить потребности учащихся может привести к оставлению ими учебы, что в свою очередь подтолкнет их к преступному поведению и сделает легкой добычей для террористических групп, которые используют их для исполнения своих планов.

  1. Преподаватель

Преподаватель представляет собой некое ядро, от которого учащийся может получить информацию. Если преподаватель университета не знает хорошо учебный материал, который он преподает своим студентам, то он не сможет передать его должным образом. В этом случае учебный процесс оказывается безрезультатным.

Педагоги являются своего рода альтернативой родителей. Это взрослые люди, которые после семьи играют важную роль в жизни учащихся. Некоторые из учителей помогают ученикам преодолевать препятствия, недостатки и проблемы, которые задерживают их развитие и препятствуют их стремлениям. А есть и такие, кто затрудняет своим детям из числа учеников следование прямому пути.

Учителя, как важный компонент социальной адаптации, влияют на своих учеников, подавая им личный пример, поощряя и усиливая их позитивное поведение, ослабляя и нейтрализуя негативное.

Личность преподавателя университета вносит свой вклад за время обучения в формирование личности студентов. Ведь личные качества учителя отражаются в том, как он взаимодействует со своими учениками и как он их воспитывает, что, в свою очередь, влияет на отношение учеников к обучению.

Выяснилось, что у тех учителей, которые практиковали гибкий подход в разных школах, ученики были более заинтересованы и склонны к активному обучению. Их поведение показывало, что они работают в более независимом духе, выражают свои чувства с большей свободой, демонстрируют высокую академическую успеваемость и высокий творческий потенциал. В то же время у тех учителей, которые практиковали строгий подход к обучению, ученики зачастую имели склонность и нужду в получении постоянной помощи и поддержки.[23]

Поэтому необходимо отбирать преподавателей, которые подходят к обучению с аккуратностью и осторожностью, характеризуются высоким интеллектом, умом и способностью доносить нужную информацию до учащегося, а также обладают личными качествами, позволяющими им усваивать современные тенденции и отражать их в учебных программах так, чтобы они вызывали интерес. Преподаватель должен побуждать своих учеников к обсуждению, творчеству и научному мышлению, путем наблюдения за реальностью и размышлению над ней, предлагая идеи и обсуждая их, абстрагируясь от застывших стереотипов.

  1. Образовательная среда

Учащийся не может получить хорошее образование и извлечь из него пользу, если он не находится в среде, которая поощряет творчество, стимулирует мышление и направляет человека к освоению горизонтов образования, основанного на творческом мышлении и избегании застывших стереотипов. Для обеспечения появления новой образовательной среды необходимо наличие базовых элементов, стимулирующих образование:

1 — Наличие разнообразных средств обучения за счет использования компьютеров и других устройств.

2 — Наличие специализированной библиотеки, стимулирующей исследования и побуждающей к обучению, в которой имелись бы все современные справочные материалы и передовые технологии, как интернет и т.п.

3 — Аудитории должны быть хорошо проветриваемыми, удобными и оснащенными всеми необходимыми средствами для учебного процесса.

4 — Предоставление студентам возможности для обсуждения, диалога, творчества и разнообразия, ведь творчество развивается в атмосфере диалога и умирает, не успев появиться, в строгой атмосфере диктатуры.

  1. Учебные программы

Учебные программы считаются опорой образовательного процесса и являются тем сосудом, через который студенту предоставляется информация для ее усвоения и извлечения из нее того, что может помочь ему на пути приобретения знаний. Для того, чтобы учебные программы могли идти в ногу со временем и нейтрализовать возникновение преступных желаний у учащихся, в них должны присутствовать определенные правила, позволяющие быстро реагировать на различные жизненные ситуации. Их можно сформулировать следующим образом:

1 — Необходимость разработки стратегического плана учебной программы в увязке с комплексной стратегией развития государства так, чтобы стратегические цели учебной программы совпадали со стратегическими целями государственного развития. Под этим понимается, что цели воспитания должны подстраиваться под постоянно меняющиеся потребности общества.

Квалификации студента в настоящее время, являющиеся продуктом и конечной целью образовательного процесса, должны соответствовать постоянно меняющимся потребностям общества. Это означает, что выявление угроз безопасности и обществу в настоящее время должно быть приоритетом учебной программы, чтобы выпускники образовательных учреждений, имея возможность тщательно исследовать, критически оценивать и различать вопросы, представляющие общественный интерес.

2 — Должна быть согласованность между отдельными компонентами учебной программы и количеством часов на одного учащегося в неделю, поскольку затянутость в некоторых учебных программах может привести к тому, что ученик будет скучать и испытывать отвращение ко всему учебному процессу.

3 — Учебные программы должны быть сформулированы на основе свободного мышления, которое помогает учителю поднимать много тем в соответствии с изменяющимися требованиями и, насколько это возможно удаляться от готовых штампов.

4 — В образовательные программы должна быть заложена возможность изменения в соответствии с требованиями времени, они не должны быть застывшими штампами, которые нельзя ни изменить ни даже затронуть. Учебные программы должны быть в состоянии идти в ногу с реальностью, в которой находится общество, и предоставлять практические решения его проблем.

5 — Учебные предметы в целом должны быть направлены на углубление понятия любви к родине среди всех членов общества, поскольку слово патриотизм олицетворяет в последние годы судьбоносную проблему, которая неотвратимо предстает перед учеными в области обществознания, психологии и политологии, а также всеми, кто интересуется воспитанием подрастающего поколения. Таким образом, политическое воспитание стало одной из основных потребностей времени, в котором мы живем, позволяющей сформировать чувство ответственности и лояльности действующей власти.

Подчеркивается важная роль, которую университеты должны играть в утверждении необходимости процесса патриотического воспитания, поскольку безопасность достигается только тогда, когда каждый чувствует свою ответственность за родину.

Я считаю, что патриотическое воспитание должно быть сформулировано непосредственно во всех учебных программах, чтобы оно вошло составной частью в образовательные программы. Патриотизм — это не отдельный предмет, по которому проходят уроки, а образ жизни, который должен вырабатываться посредством всех учебных предметов. Преподаватель и университет в лице всех своих сотрудников должны подавать пример и служить образцом для студентов, чтобы понятие любви к родине стало образом жизни и повседневной практикой, а не теоретическим предметом, далеким от реальности.

Роль общества в противодействии экстремизму

Общество играет важную роль на пути борьбы с преступлениями, связанными с насилием, терроризмом и экстремизмом, роль, о которой уже много было сказано учеными в области общественных наук, но она так и не утратила свою актуальность в противодействии любым преступлениям, и особенно преступлениям, связанным с насилием, терроризмом и экстремизмом. Любые пути решения проблемы терроризма, насилия и экстремизма, которые не принимают во внимание эту роль, не будут полными и, следовательно, не смогут бороться с этим явлением всесторонним образом.

Было проведено много исследований касающихся роли граждан в предупреждении преступности, выражающейся либо в предотвращении преступления, либо сообщении о нем и его виновнике после его совершения. Не вызывает никакого сомнения тот факт, что роль граждан в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, насилием и экстремизмом в наше время является жизненно важной, и поэтому любая стратегия противодействия терроризму, насилию и экстремизму, не принимающая в расчет граждан, будет неполной и скорее всего не достигнет успеха в нейтрализации этих преступлений.

Общеизвестно, что современные террористические группы не изобрели каких-то новых идейных основ, присущим лишь им одним. В далеком прошлом было полно теорий, идей, партий и групп, в горниле которых были выплавлены все известные нам сейчас экстремистские идеи и мнения. Обвинение в неверии всего общества, теории заговоров с целью свержения правительства, создание тайных обществ, преследующих террористические цели, имеют глубокие исторические корни, так что мы можем видеть, как история повторяется. Хариджитские принципы проповедуется ныне языками других групп, и это означает, что эти группы, от которых страдает современное общество, представляют собой не новый вид мышления, а скорее новый вид экстремистского движения, как бы много не было этих групп, и как бы не различались их названия.

Следует отметить, что эти группы совершают свои действия, такие как терроризм, нарушение безопасности, преступления против жизненно важных интересов общества, приводя в доказательство почтенные тексты Корана или благородные пророческие хадисы, которые они переворачивают так, чтобы они соответствовали их страстям. На самом деле цели этих групп очень близки качествам тех, кто сражается против Аллаха и Его посланника, и грабителей на дорогах, описанных в суре аль-Маида, как это утверждают многие ученые и мыслители.

Нет сомнений в том, что противостояние этим группам требует синхронизации интеллектуального противодействия их убеждениям с физическим противодействием. Как было отмечено на протяжении многих исторических периодов, все противодействие этим людям было сосредоточено на физическом аспекте, в то время как их идеи или убеждения продолжали иметь свободное хождение. Таким образом, как только создавались благоприятные политические, экономические или социальные условия и появлялись активные лидеры, эти же самые идеи возникали, принимая новое обличие. Поэтому является опасным ограничение противодействия применением лишь одного из указанных принципов (использованием только интеллектуального или только физического противодействия), потому что это приведет к тому, что приложенные усилия дадут лишь незначительный эффект на уровне всего общества. Один из этих принципов не сможет заменить или компенсировать собой другой, и конфликт будет продолжаться. Поэтому в наше время необходима активизация различных институтов общества для противостояния этим группам.

Нет сомнений в том, что социальные изменения, которые происходят в обществе, играют основополагающую роль в возникновении многих негативных социальных явлений, некоторые из которых могут принимать форму криминальных явлений. Поэтому поддержка патриотического проекта становится насущной необходимостью в настоящее время по следующим причинам:

Чувство принадлежности к своей родине считается врожденным чувством и естественной связью, и, если оно будет развиваться и приобретаться, это сильнее свяжет человека со своей родиной.

Благородный Коран называет родину жилищами (дияр): «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных».[24]

А также называет ее домом (дар): «Они сочли его лжецом, и тогда их постигло землетрясение, и они оказались повергнуты ниц в своих домах».[25] Отсюда распространилось такое название для исламской родины, как Дар-уль-Ислам (Обитель Ислама).

Но вместе с выделением родины, Ислам отвергает такие явления как расизм и национализм. Он устанавливает богобоязненность и стремление к благу, как критерии превосходства одних людей над другими. Отсюда вытекает необходимость родины для установления религии Ислама, необходимость религии для того, чтобы родина стала исламской, и необходимость мусульман для того, чтобы родина развивалась в лоне исламской цивилизации. Поэтому чувство принадлежности к родине становится ступенью на пути чувства принадлежности мусульманина к Исламу.

Любовь к родине требует учета образа жизни общества. Если общество религиозно, то истинным патриотизмом будет изучение религии, следование ее повелениям, избегание ее запретов, совершение праведных дел, поощрение тех, кто делает добро, и исправление тех, кто делает зло, служа примером для общества.

Любовь к родине — это естественная любовь к земле, на которой человек родился и вырос. Это не любовь к какой-то точке на географической карте, в которой нет ничего святого. Нет, эта любовь распространяется на местных жителей, на их эмоциональные отношения и ценностные принципы, которые определяют их поведение.

Если мы посмотрим на Саудовскую Аравию, то увидим некоторые отличия, достойные того, чтобы обратить на них внимание. Ведь ее конституция — это Благородный Коран, ее религия — Ислам, а ее сыновья отличаются великими принципами и традициями, порожденными Исламом. Они приняли эти принципы и традиции и последовали им не по причине следования обычаю и бахвальства, а потому, что в этом заключается поклонение и приближение к Аллаху.  Подобное общество достойно того, чтобы молодежь росла в любви к нему, приверженности его идеалам и стремлению к его защите, не говоря уже о святости земли Двух Святынь и места ниспослания Божественного Откровения. Также молодежь должна расти, испытывая друг к другу чувства любви и братства, проистекающих из вышеуказанных основ. Ведь истинное братство — это ключ ко всякому благу и надежная преграда против всякого зла. Таково качество истинной веры, которое вызывает чувство любви, уважения и взаимного доверия к соотечественникам, потому что узы веры и богобоязненности являются причиной взаимопомощи, мягкости, солидарности и стремления к защите родины и соотечественников, а также тех, кто поселился среди них и получил убежище. Также это качества заставляет удаляться от всего, что содержит вред для гражданина, независимо от того, касается ли это его религии, жизни, чести, имущества или каким-то образом затрагивает его достоинство.

Более того, исламское братство порождает у членов общества чувство единства с жизнью народа, в котором они живут и с которым связаны общностью интересов. Этот момент важен с точки зрения безопасности, потому что он заставляет члена общества служить ему, поклоняясь тем самым Всевышнему Аллаху, и заставляет общество заботиться о спокойствии и благополучии его членов. Ведь все понимают, что любое расстройство, которое затрагивает члена группы, является расстройством для всей группы и ударом по ее существованию. Правдивый и заслуживающий доверия (пророк Мухаммад), да благословит его Аллах и приветствует, указал на эту истину, сказав: «Верующие во взаимной любви между собой, милосердии и обходительности по отношению друг к другу подобны единому телу…»[26]

Также жизненно важным вопросом и основой становится вопрос укрепления внутреннего фронта, поскольку аксиомой военной и управленческой науки является тот факт, что когда страна направляет свою армию к границам, в любой момент ожидая нападения со всех сторон, прежде всего прочего ей необходимо, во-первых, создать и всеми путями укрепить свой внутренний фронт и, во-вторых, вести работу по укреплению концепции национального единства среди всех слоев общества, несмотря на различие их принципов и политических и религиозных убеждений. Все это делается для того, чтобы вселить спокойствие и уверенность в сердца своих сынов, которым поручено защищать границы родины, и повысить их моральный дух. Тем более что эти офицеры и солдаты отдают за это свои жизни. Днем и ночью они несут дежурство, а их пальцы находятся на спусковых крючках автоматов, пулеметов, артиллерийских орудий, ракетных установок и других видов современного оружия. Под внутренним фронтом понимается единство общества и установление между всеми его членами особо прочных человеческих связей, основанных на милосердии. Говоря о Саудовской Аравии, мы замечаем, что создание внутреннего фронта влияет на национальное единство и укрепление общества, а также на наше единодушие как соотечественников, взаимопомощь и объединение вокруг наших правителей. Истинный саудовский патриот — это тот, кто постоянно помнит о своей исторической роли по отношению к обществу, и знает, что именно он является тем, кто поддерживает свою родину, укрепляя внутренний фронт. Истинный патриот считает национальное единство самым важным своим принципом и высшей целью в своей повседневной жизни. Один из основных принципов истинного патриотизма — это чувство гордости за то, что человек является гражданином Саудовской Аравии. Он гордится верностью своей родине, Королевству Саудовской Аравии, своим желанием, как личности, нести социальные обязанности и осознанием своей роли в сохранении единства общества и защите его от раздоров и волнений. Наш внутренний фронт будет и впредь усиливаться и укрепляться до тех пор, пока граждане будут продолжать выполнять возложенные на них обязанности перед своей родиной, постоянно помня о том, что их ответственность и моральный долг не ограничиваются ими самими или их семьями, но и проявляются в их чувстве принадлежности к единому обществу Саудовской Аравии. Мы, саудовцы, должны постоянно восхвалять Аллаха, всемогущ Он и велик, за Его блага и милости и постоянно чувствовать ценность безопасности и спокойствия, которыми мы сполна наделены в нашей стране. Мы, каждый по отдельности, должны принять на себя нашу важнейшую моральную обязанность гордиться тем, чего достигли наши отцы и деды, оставив нам в наследство целостное и однородное саудовское общество, которое не было и не будет подвержено влиянию каких-то бы ни было негативных явлений. К сказанному следует добавить, что гражданин Саудовской Аравии должен помнить о том, что сделали для него наши праведные сограждане, павшие смертью мучеников за веру, и о том, какую высокую цену они заплатили за нашу безопасность, что позволило нам на протяжении нашей долгой истории жить в мире и взаимной любви, объединившись вокруг наших правителей, и приносить пользу нашей общей родине. Мы, как граждане, преданные своей стране, не должны жалеть своих сил на то, чтобы неуклонно стремиться укреплять, защищать и усиливать наш внутренний фронт, поскольку он представляет собой нашу подлинную саудовскую общественную и национальную идентичность. Также это выражается в той сильной заботе и гордости за наш уникальный патриотизм, которые содержатся в уме и сердце каждого саудовца. Саудовская Аравия, твоя, моя и наша общая родина, призывает нас к взаимопомощи, объединению и созданию единого национального фронта против всех, кто желает нам зла. Укрепление и защита внутреннего фронта наша общая ответственность, как саудовцев, и моральный и национальный долг, который следует исполнять в любое время.


[1] Ригоризм — чрезмерно мелочная строгость в соблюдении каких-нибудь принципов, правил нравственности.

[2] Салих аль-Вахиби «Явления чрезмерности и терроризма и отношение к ним».

[3] Исмаил Ибрахим «Молодежь между экстремизмом и отклонением».

[4] Абдуррахман аль-Лювайхик «Чрезмерность, обвинение в неверии, вседозволенность, пролитие крови и невежество: характерные черты современных хариджитов».

[5] Хусейн Абдульхамид Ришван «Терроризм и экстремизм с точки зрения социологии».

[6] Сура ан-Ниса (4:171).

[7] Сура аль-Маида (5:77).

[8] Сура Аль Имран (3:159).

[9] Муслим (Глава о достоинстве мягкости, 4698)

[10] Муслим (4823).

[11] Аль-Бухари (6880).

[12] Абдуррахман аль-Лювайхик «Чрезмерность, обвинение в неверии, вседозволенность, пролитие крови и невежество: характерные черты современных хариджитов».

[13] Джалял Абдуррахман Ариф «Чрезмерность в религии».

[14] Фрустрация — психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям.

[15] Jeanne N. Knutson «Social and Psychodynamic pressure toward a negative identity».

[16] Нарциссизм — свойство характера, заключающееся в чрезмерной самовлюбленности и завышенной самооценке.

[17]Albert Bandura «Mechanisms of moral disengagement».

[18] J.С. Davies «Aggression, violence, revolution and war».

[19] Franco Ferracuti «A sociopsychiatric interpretation of terrorism».

[20] Paul Wilkinson «Political terrorism».

[21] Jeanne N. Knutson «Social and psychodynamic pressure toward a negative identity».

[22] Сура аль-Маида (5:33).

[23] Абдуллах ибн Абдульазиз аль-Юсуф «Профилактическая роль школы в саудовском обществе».

[24] Сура аль-Мумтахана (60:8).

[25] Сура аль-Анкабут (29:37).

[26] Сахих Муслим (4685).

Также рекомендуем...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *