ПРИЗЫВ К ЕДИНОБОЖИЮ

ПРИЗЫВ К ЕДИНОБОЖИЮ

Автор: д-р Салих ибн Абдульазиз ибн Усман Синди, доцент кафедры вероубеждения факультета призыва в Исламском университете

Начало

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху за Его прекрасные милости, великую доброту и дары. Благословение и мир доброму вестнику, увещевателю и освещающему светильнику, его сподвижникам и семье.

А затем:

Призыв к Аллаху — это высокая ступень, и занимать ее по праву могут только правдивые. Это один из славных и великих видов подчинения и поклонения Господу земли и небес.

Пророк, да пребудут над ним благословения и мир, назвал религию проявлением искренности. Он сказал: «Религия — это проявление искренности».[1] И этим красноречиво разъясняется высокое положение проявления искренности в Шариате.

Шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Самое великое из того, посредством чего раб поклоняется Аллаху — это искреннее отношение к Его творениям. С этим посылал Аллах пророков и посланников, а самое великое проявление искренности есть то, которое происходит между рабом и его Господом».[2]

Подтверждением этому в Писании Аллаха служат Его слова: «Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я — один из мусульман»?» (сура «Разъяснены», аят 33). Это риторический вопрос, то есть нет никого, чья речь была бы прекраснее чем речь того, кто сам следует прямым путем, а затем призывает к нему рабов Аллаха.

А самые главные и лучшие из них — это пророки и посланники Аллаха и искренние проповедники, которые трудятся над тем, чтобы усовершенствовать себя, а затем усовершенствовать других.[3] Поэтому они — особенные творения, занимающие самое высокое положение.

Это высокое положение включает в себя обучение невежды, увещевание беспечного, опровержение заблудшего, повеление выполнять общие требования религии и запрещение того, что противоречит ей. Нет сомнения, что связанное с основой религии имеет самую большую важность и является наиболее благородным. Более того, это наивысшая цель призыва к Аллаху. Шейх-уль-Ислам Ибн Теймия сказал: «Целью призыва является привести рабов к тому, ради чего они были сотворены из поклонения их единственному Господу, у которого нет сотоварища».[4]

Да, призыв в соответствии с шариатской методологией, который затрагивает нравственность, добрые отношения, укрепление общественных связей — никто не умаляет его важности. Однако в сравнении с величайшим из вопросов, а это единобожие, он проигрывает ему.

Является общеизвестным, что единобожие — это лучшее и наиболее достойное из всех благодеяний, и что оно — основа религии и джамаата, явное и тайное, начало и конец. И это основа призыва посланников и самое главное, и совершенное из того, что в нем содержится. И нет в религии посланников и в Писаниях Господа миров более важного вопроса, чем единобожие.[5] Его малая часть спасает от вечного пребывания в огне, а большая часть спасает от вхождения в огонь по милости Аллаха, хвала Ему, и благодаря Его защите.

Реализация этого единобожия и достижения высшей ступени означает стремление духа ко Всевышнему Аллаху посредством любви, страха, покаяния, полагания, мольбы, искренности, прославления, почитания и возвеличивания. Раб не надеется ни на кого, кроме Него, не страшится никого, кроме Него, не кается ни перед кем, кроме Него и не полагается ни на кого, кроме Него. Ведь в его сердце нет ничего для кого-то другого, он не желает того, что Он запретил, и не испытывает отвращения к тому, что Он повелел.[6] Он реализует слова Всевышнего: «К твоему Господу предстоит конечный исход» (сура «Звезда», аят 42). Ибн аль-Каййим сказал об этом аяте: «Нет за Ним, хвала Ему, какой-либо искомой цели, и нет помимо Него какой-либо цели, к которой предстоит конечный исход. В этом заключается одна из великих тайн единобожия, а именно, что сердце не успокаивается кроме как путем достижения Его, и все, что помимо Него из того, что любят и к чему стремятся, предназначено для другого. А Тот, к кому стремятся из любви к Нему Самому, — Он один и к Нему предстоит конечный исход… И тот, у кого конечный исход его любви, желания, страха и стремления — это Аллах, хвала Ему, достигнет беженства, наслаждения, радости и счастья, которые будут пребывать во веки веков».[7]

Этим единобожием открывался призыв посланников и им он завершался, и он был его главной темой: «Мы отправили к каждой общине посланника: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте тагута!»» (сура «Пчелы», аят 36). Первоочередной заботой всех пророков было единобожие, хотя их общества переживали множество социальных, экономических, нравственных и политических проблем. Но при всем при этом самым главным вопросом их призыва было единобожие. Все они призывали свои народы: «Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (сура «Преграды», аят 59).

Вот наш пророк Мухаммад, да пребудут над ним благословения и мир, начинает свой призыв словами: «Скажите, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и вы будете счастливы».[8] А заканчивает он его словами: «Проклятие Аллаха над иудеями и христианами, сделавшими могилы своих пророков местами поклонения», предостерегая от повторения их действий.[9] И в середине между этим призыв к единобожию занимал большую часть его благородного призыва.

Амр ибн Абаса, да будет доволен им Аллах, спросил его: «Это Аллах послал тебя?» Он ответил: «Да». Амр снова спросил: «А с чем Он послал тебя?», и он ответил: «С тем, чтобы признавать единство Аллаха, не придавая Ему ничего в сотоварищи, разрушать идолов и поддерживать родственные связи».[10]

Когда он отправил Муаза, да будет доволен им Аллах, в Йемен, то приказал ему начать призыв с единобожия. Он сказал ему: «Ты придешь к народу из людей Писания, и пусть первым к чему ты их призовешь, будет признание ими единства Всевышнего Аллаха».[11]

Итак, если призыв к единобожию был вопросом большой важности в прошлом, то сегодня его важность стала еще больше и ответственность за него увеличилась. Причины этого обусловлены следующим:

  • Во-первых, беспорядком в вероубеждении, распространившимся в современных исламских обществах.

С самого начала хочу обратить внимание на то, что призыв к единобожию не должен ограничиваться обществами, в которых преобладает многобожие и распространены враги единобожия. Нет, общества, избежавшие этих бедствий, тоже должны укрепляться призывом к единобожию, ведь призыв к нему, повеление придерживаться его и запрет поступать вопреки ему являются важнейшими причинами укрепления на единобожии. Именно этот путь мы находим в словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Веруйте в Аллаха и Его Посланника…» (сура «Женщины», аят 132).

Пророк, да пребудут над ним благословения и мир, заставил присягнуть своих сподвижников, которые были имамами единобожников, чтобы укрепить их на единобожии. Передается, что Убада ибн Самит, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы были вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в одном собрании, и он сказал: «Присягните мне в том, что ничего не будете приобщать в сотоварищи к Аллаху, не будете прелюбодействовать и воровать…»».[12]

Передается, что Ауф ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Мы были у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Нас было девять, восемь или семь человек. Он спросил: «Не присягнете ли вы посланнику Аллаха?» А мы только недавно приносили присягу. Мы сказали: «Мы уже присягнули тебе, о посланник Аллаха». Затем он опять спросил: «Не присягнете ли вы посланнику Аллаха?» Мы опять сказали: «Мы уже присягнули тебе, о посланник Аллаха». Затем он снова спросил: «Не присягнете ли вы посланнику Аллаха?» Тогда мы протянули руки и сказали: «Мы присягаем тебе, о посланник Аллаха. А в чем именно мы должны присягнуть тебе?» Он ответил: «В том, что будете поклоняться Аллаху и не придавать Ему сотоварищей, совершать пятикратный намаз и подчиняться»».[13] Это потому, что единобожие есть самое великое, важное и благородное из дел.

Если даже предположить, что мусульманское общество свободно от того, что делает единобожие недействительным, и от его ненавистников, призыв к единобожию и увещевание все равно необходимы. Как же иначе, ведь многобожие во многих своих аспектах пустило глубокие корни, а невежество и суеверие засели в умах большого числа его сыновей.[14]

Какие глаза смогут удержаться от слез, взирая на эти печальные сцены? Какое сердце не замрет от тревоги и боли при виде состояния, до которого деградировали многие из тех, кто причисляет себя к Исламу?

Сколько тех, кто обращается с мольбой не к Аллаху!

Сколько людей толпится у могил, взывая по имени к мертвым, чьи кости истлели и связи с которыми оборвались, отворачиваясь от мольбы к Могущественному, Прощающему, Живому, который не умирает!

Сколько тех, кто совершает таваф вокруг гробниц, ища у них благословения, целуя их, давая обеты тем, кто в них лежит, и принося жертвоприношения, склоняя голову и вознося мольбу в душе!

Сколько тех, кто претендует на знание сокровенного или тех, кто спрашивает их о нем, будь это гадание по ладони или на кофейной гуще, желая найти пропажу, узнать причину болезни или будущее состояние! Сколько журналов публикуют на своих страницах гороскопы, рассказывающие о влиянии звезд на удачу или невезение!

Сколько тех, кто ради какой- либо цели прибегает к колдовству, будь это избавление, порча или приворот!

Сколько тех, кто ходит к ним, чтобы снять колдовство путем заговора, в котором присутствует многобожие, при том, что, когда Пророка, да пребудет над ним благословение и мир, спросили о подобном, он ответил: «Это из деяний шайтана».[15]

Сколько тех, кто падает в опасную бездну, насмехаясь над религией и ее постановлениями посредством слов, писания, действий или рисунков, издеваясь над хиджабом, или высмеивая бороду и одежду выше щиколоток!

Сколько тех, кто клевещет на Шариат иногда используя иносказательные средства, а иногда напрямую, говоря, что Ислам несправедлив к женщине, поставив над ней мужчину, предоставив ему право давать или не давать развод и разрешив иметь несколько жен; или же называя дикостью шариатские наказания и право кровной мести; или говоря, что в Исламе не развиты политические и экономические институты!

Сколько больных сердцем, которые описками и обмолвками выдают свое желание обращаться на суд к тагуту, тогда как им приказано не верить в него!

Сколько тех, кто вешает амулеты на свои шеи и руки, верховых животных и автомобили или дома и магазины!

Сколько тех, кто считает, что увидеть калеку, дорожную аварию или черную птицу, — это не к добру!

Сколько поразило мусульманский мир болезней, ослабляющих отречение от неверия и его последователей, что приводит к подражанию неверным в их обычаях и внешности, проявляя к ним любовь и считая их своими друзьями!

Сколько тех, кто клянется не Аллахом, или обращается к Нему посредством чьего-то достоинства (говоря: «О Аллах, прости меня ради такого-то»)!

Сколько тех, кто погряз в нововведениях, связанных с действиями или убеждениями!

Склонность к ослушанию, упорство в дурных делах и открытое совершение грехов не вызвано ли слабостью приверженности единобожию? Да, клянусь Аллахом, с этим делом обстоит великая беда и велика беспечность по поводу его влияния на единобожие. Ведь упорство в грехах происходит только из любви к тому, что ненавистно Аллаху, или отвращения к тому, что Он любит, или связи сердца с кем-то кроме Него. Все это умаляет приверженность единобожию.

Ибн Раджаб, да помилует его Аллах, сказал: «Отсюда становится ясным, что смысл слов «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха» не будет реализован правильным образом, кроме как тем, в чьем сердце нет упорства в любви к тому, что ненавистно Аллаху, и желании того, что не желает Аллах. Если же в сердце обнаружится что-то из этого, это станет недостатком в приверженности единобожию, что является видом скрытого многобожия».[16]

  • Во-вторых, каждому известно, что мир сегодня переживает огромный бум средств массовой информации, и они осуществляют посредством своего влияния психологическую атаку на нас из каждой двери в соответствии с преднамеренными планами, направленными на уничтожение исламского убеждения в душах. Телевизор, спутниковые каналы, глобальная интернет-сеть и родственные им средства массовой информации имеют наибольшее влияние на души молодежи, да и всего общества в целом.

Сколько каналов заполонило эфир и обрушило на мусульман шквал зла! Эти каналы проповедуют христианство и представляют его в выгодном свете душам молодых и старых. Те каналы сеют сомнения в шариатских постановлениях и приукрашивают отказ от них. Другие специализируются на колдовстве и шарлатанстве, или распространении нововведений и суеверий, или порицании приверженцев Сунны и унижении их.

Я уже не говорю о некоторых каналах, которые представляются людям исламскими каналами, а на самом деле они ведут войну против вероубеждения праведных предшественников, распространяя рационалистическую идею, которая ставит разум выше шариатских текстов, приукрашивает нововведения, возвышает положение ее приверженцев, призывает подвергнуть сомнению постановления религии и избавиться от «рабства» следования Корану и Сунне, под именем «современного Ислама», в котором религия подчинена желаниям и страстям, и делает еще много дурных вещей, раскрытие которых требует более подробного изложения.

А что касается информационной сети интернет, то это безбрежное море, в котором миллионы страниц, сайтов и форумов переполнены ядом, убивающим веру мусульман посредством атеизма, многобожия, нововведений и разврата. Каждый, кто пользуется этой сетью, может убедиться в размере опасности, угрожающей единобожию.

  • В-третьих, активность неверных в распространении своих убеждений и заблуждений беспрецедентным образом. В своей борьбе против Ислама и его веробуждения они превзошли прежние традиционные методы и разработали новые средства, направленные на две цели:
  1. Вывести мусульман из их религии или внушить им сомнения в ней.
  2. Изменение самого Ислама в душах мусульман посредством распространения неверных представлений, приводящих к инертному убеждению, не обладающему ни цветом, ни вкусом, ни запахом.

Для этого они пользуются своей политической гегемонией, крепкой властью над глобальными СМИ и своим влиянием на учебные программы, особенно в бедных мусульманских обществах.

Этому помогают другие люди из наших соплеменников, использующих перья и языки, выказывающих мысль и просвещение, пряча при этом секуляризм и атеизм, которые иногда прорываются наружу.

  • В-четвертых, активность приверженцев нововведений в распространении своих убеждений и их война с единобожием и его приверженцами.

Установлением Аллаха относительно Его творения является то, что война между истиной и заблуждением ведется с переменным успехом, хотя исход —за богобоязненностью.

К этому относится также то, что битва между приверженцами единобожия и Сунны и приверженцами нововведения стара, но в то же время нова. Ибн аль-Каййим сказал: «Война между приверженцами хадиса и джахмитами более сильна, чем война между войсками неверных и войсками мусульман».[17] То, что сказано о джахмитах, можно сказать и об остальных заблудших сектах.

Приверженцы нововведений в это время активно работают над тем, чтобы разрушать крепости Сунны, распространять сомнения, искоренять единобожие, клеветать на ученых приверженцев Сунны и критиковать их труды, но Аллах не допустит этого и завершит распространение Своего света.

И уже не секрет, что враги Аллаха неверные оказывают большую поддержку в моральном и материальном плане некоторым сектам нововведенцев в их войне против единобожия и его приверженцев, так как их интересы во многом пересекаются.

В итоге у них, благодаря разным методам, появились свои спутниковые каналы, интернет-сайты, исследовательские центры, научные институты, а также книги и журналы как в бумажном, так и в электронном виде.

Их деятельность стала распространяться на страны, в которые раньше не ступала их нога, и их присутствие там стало представлять непосредственную угрозу, предупреждая о страшных последствиях этого.

  • В-пятых, нельзя отрицать того, что сегодня прилагаются огромные усилия на поприще призыва, однако они не приносят ожидаемых плодов. Причина этого кроется в недостатках методологии призыва у многих из тех, кто прилагает эти усилия, будь это отдельные лица или джамааты.

Как прекрасно сказал Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах: «Если бы призыв следовал путем, к которому призывали Аллах и Его посланник, да благословит его Аллах и приветствует, мир стал бы настолько праведным, что в нем не было бы никакого нечестия».[18]

Наиболее заметным недостатком у этих людей является пренебрежение призывом к единобожию. Реальность свидетельствует о больших упущениях у них в разъяснении истинной сущности единобожия, разборе связанных с ним вопросов и отсутствии у них заботы о нем. Хорошо еще если они сами не умаляют его значения, или не воюют с призывающими к нему, или же не имеют ошибочного понимания единобожия, или не впали в то, что противоречит ему. Подобное заслуживает сожаления, и свидетельств этому много.

Некоторые из этих проповедников считают, что уделение единобожию должного внимания является препятствием для объединения общины. Поэтому они избегают говорить о единобожии или же предпочитают говорить о нем в общем, не вдаваясь в подробности, или ограничиваются тем, что говорят только об одном его аспекте, чтобы большинство людей не покинуло их, если они станут раскрывать все аспекты единобожия.

А ведь им известна очевидная истина, заключающаяся в том, что единобожие — это величайшая и крепчайшая связь, на самом деле объединяющая обладателей веры. Что касается пены, то она будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле.

И что может быть отвратительнее проповедника, главная забота которого — угождать людям и увеличивать число своих слушателей, чтобы увеличился блеск его славы. Да поможет нам Аллах!

Стремление объединить и увеличить так называемый человеческий капитал при недостатке шариатских знаний и слабости связи с манхаджем праведных предшественников привело к другому недостатку в методологии. Это то, что вы можете видеть, когда некоторые из этих проповедников поднимают шариатские вопросы в то время, как на них давит бремя действительности или оказывает влияние популярный дискурс в средствах массовой информации. Поэтому они иногда занимаются запутыванием подлинных шариатских концепций и выдвигают на первый план исламские принципы в неполном виде.

Они, сами того не замечая, стали повторять то, что хотели слышать от них их враги, из сомнительных слов и выражений, умаляя значимость вероубеждения или размер противоречий с его противниками, или устраняя барьер непричастности к неверным и совершая прочие скверные вещи, понятные благоразумным.


[1] Муслим (55).

[2] «Маджму аль-фатава» (28/615).

[3] См «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» (749).

[4] «Маджму аль-фатава» (2/6).

[5] См. «Тальхис аль-истигаса» (1/290-296).

[6] См. «Минхадж ас-Сунна ан-набавия» (5/347-349), «Мадаридж ас-саликин» (1/355), «Джами аль-улюм ва аль-хикам» (2/348, 417), «Тайсир аль-Азиз аль-Хамид» (99).

[7] «Аль-Фаваид» (278-279).

[8] Ахмад (16023). Аль-Албани назвал иснад хадиса хорошим в «Сахих ас-Сира» (142).

[9] Аль-Бухари (3453), Муслим (531).

[10] Муслим (832), Ахмад (17019). Текст хадиса принадлежит версии Ахмада.

[11] Аль-Бухари (7372), Муслим (19).

[12] Аль-Бухари (4894), Муслим (1709).

[13] Муслим (1043).

[14] Я не имею в виду конкретное общество, я говорю об исламском мире в целом.

[15] Ахмад (14135), Абу Дауд (3868). Ибн Хаджар назвал хадис хорошим в «Фатх аль-Бари» (10/233). Ибн Муфлих сказал: «Хороший иснад». «Аль-Адаб аш-шаръия» (3/63).

[16] «Джами аль-улюм ва аль-хикам» (1/524).

[17] «Иджтима аль-джуюш аль-исламия» (244).

[18] «Аль-Фаваид» (222).

Наставление первое

Наставление первое

Если из вышеизложенного становится ясным, что призыв к единобожию является неизбежным и насущным вопросом в эту эпоху, и нет выбора в нем, и что приведенные ранее причины должны обострить решимость заниматься им — то вот наставления призывающим к единобожию, которые я адресую самому себе и им:

Призыв к единобожию требует, чтобы сам призывающий соблюдал его, ведь потерявший что-то не может дать это.

Первыми из людей должны проявлять заботу о единобожии призывающие к нему в отношении самих себя, обучаясь ему и действуя в соответствии с ним.

Посмотрите внимательно на слова Всевышнего: «Да не отвратят они тебя от аятов Аллаха после того, как они были ниспосланы тебе. Призывай к своему Господу и не будь одним из многобожников. Не взывай наряду с Аллахом к другим богам. Нет божества, кроме Него! Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены» (сура «Рассказ», аят 87-88). Так начинай с самого себя, о обретший удачу.

Посмотри также на слова Всевышнего: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению. Пречист Аллах, и я не являюсь одним из многобожников»» (сура «Йусуф», аят 108). Самыми близкими к единобожию и самыми далекими от противоречия ему из людей являются призывающие к единобожию.

Из тонкостей этого аята то, что в нем собрались два условия принятия дел: первое условие — это искренность, второе условие — это следование Корану и Сунне: «Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению».

Призывающий к Аллаху должен следить за собой и очищать свои намерения, остерегаться страстей, любви к показному и стремления к авторитету и лидерству. Он не должен придавать значения многочисленности, трудиться ради нее и обольщаться ей. Ведь он призывает к Аллаху, а не к себе.

Наставление второе

Наставление второе

Успешный призывающий — это тот, кто погружается в свой призыв, используя все, что сможет на службе призыву.

От призывающих к единобожию требуется использовать средства призыва, оказывающие глубокое воздействие на души, достигающие наибольшей части призываемых, но при этом не содержащих в себе запрещенного Шариатом, ведь цель не оправдывает средства.

Обучение книгам по единобожию, произнесение проповедей, лекций и речей, распространение посланий и брошюр, использование прессы и опровержение заблудшим, использование интернет-сайтов, очищение смысловых переводов Корана и хадисов от идеологических ошибок — это и множество других средств, посредством которых человек может участвовать в призыве и достигнуть определенных успехов в этом благе. Каждый действует по своим способностям и возможностям, а Аллах, всемогущ он и велик, «поделил дела так же, как поделил пропитание».[1]

Одним из вопросов, которому призывающие к единобожию должны уделить большое внимание, является создание спутниковых каналов, посвященных единобожию. Мы живем в то время, когда спутниковые каналы стали самым важным, самым привлекательным и влиятельным средством массовой информации. Многие из них, как было сказано выше, используются как инструмент разрушения, и нам следовало бы уделить внимание этому средству, с помощью которого мы можем за один раз обращаться к миллионам зрителей и делать им наставление.

Призывающие к единобожию должны стремиться к созданию чистых каналов, далеких от грязи сомнений и страстей, представляя правильное вероубеждение, чистое знание и прямой манхадж, свободный от искажений.


[1] Это цитата — одно из блестящих высказываний имама Малика, да смилуется над ним Аллах. См. «Сияр алям ан-нубаля» (8/114).

Наставление третье

Наставление третье

Призывающий к единобожию должен разбираться в своем призыве. Это очень долгая тема, и поэтому я ограничусь лишь несколькими советами:

  • Во-первых, очень важно, чтобы призывающий стремился перейти от распространения теоретических знаний к распространению практических, в том смысле, чтобы он не ограничивался распространением абстрактного знания и заложением абстрактных основ. Нет, ему следует стремиться найти отклик в их сердцах, чтобы это привело к любви к Аллаху, предпочтению Его довольства, почитанию Сунны, приверженности ей и предпочтению ее перед мазхабами, мнениями и страстями, и чтобы в итоге очистились души, что является одной из величайших целей призыва: «Он — Тот, кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» (сура «Собрание», аят 2).
  • Во-вторых, призывающий к единобожию должен быть мудрым в своем призыве и находить подход к каждой категории призываемых. Ведь есть простые невежды и есть упорствующие в своем невежестве. Есть мягкие и есть грубые, есть скромные и есть высокомерные.

Так же люди различаются по своей приверженности единобожию. Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, говорит о различиях в душах людей по отношению к свидетельству единобожия: «Среди людей есть такие, чье свидетельство мертво. Есть такие, у которых оно спит, а если разбудить его, то оно проснется. Есть такие, чье свидетельство лежит, а есть такие, у которых оно готово встать. Свидетельство в сердце подобно душе в теле. Душа может быть мертвой, может быть при смерти, может быть выздоравливающей, а может быть здоровой, приносящей пользу телу».[1]

Исходя из этого, призывающий должен обращаться к каждой категории соответствующим ей образом. Если надо, он говорит прямо, а если надо — иносказательно. Если надо, он суров, а если надо — мягок. Если надо, он удаляется, а если надо —проявляет дружбу. Эти вопросы связаны с тем, будет ли от этого польза или нет.

  • В-третьих, вдобавок к прежнему пункту я скажу, что призывающий должен уделять внимание аспекту милосердия в своем призыве. Это то, что мы находим в руководстве Пророка, да пребудут над ним благословения и мир, сказавшему относительно народа, изначально отвергавшему единобожие: «О Аллах, укажи дауситам прямой путь и приведи их».[2]

Он завещал призывающим к единобожию и числа своих сподвижников: «Радуйте, а не отпугивайте».[3]

И даже если мудрость требует суровых речей и использования жестких методов, их мотивом должно быть сострадание к заблудшим, проявления милосердия к ним и стремление наставить их на прямой путь.

Не секрет, что смотреть на противников единобожия и относиться к ним следует с двух сторон:

  1. Применять к ним то, что они заслужили из наказания, порицания и ненависти, ведь самые крепкие узы веры — это любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха.
  2. То, что шейх-уль-Ислам Ибн Теймия, да смилуется над ним Аллах, выразил словами: «Если ты посмотришь на них со стороны предопределения, как они находятся во власти недоумения и как одолел их шайтан, то прояви к ним милосердие и будь добр с ними. Ведь им был дан разум, но не было дано очищение, было дано знание, но не было дано понимание…»[4]
  • В-четвертых, было бы желательно, чтобы призывающий к единобожию в своем обращении с призывом позаботился бы о таких средствах как:
    • Выбор привлекательных названий для лекций или посланий на тему единобожия. Ведь требуется донести до людей полезные знания и использовать для этого доступные дозволенные средства.
    • Говорить о единобожии на примерах из Корана.
    • Извлечение уроков единобожия из историй. Посредством достоверных историй (а истории привлекают души) призывающий сможет донести часть своего призыва как до согласных, так и до несогласных. Для этой цели подойдут истории из пророческого жизнеописания, или истории, которые приводятся в Сунне, или истории пророков, или истории из жизнеописаний сподвижников и праведных предшественников.
    • К этому также относится внимание к донесению уроков единобожия посредством приведения примеров, что является известным кораническим методом.
    • Также из этого: призыв к таухиду аль-ибада (таухиду аль-улюхия) посредством таухида ар-рубубия, а также посредством имен и атрибутов Аллаха, хвала Ему, и посредством напоминания людям о величии Аллаха, Его власти, совершенстве Его творения и присущих Ему атрибутах величия и славы — все это подтверждает Его единство в праве на поклонение.
    • Также одним из способов является сочетание обращения к разуму, поощрения и устрашения.

В общем можно сказать, что тот, кого действительно заботит единобожие, найдет способ для призыва к нему, даже если будет рассказывать об очищении, нравственности или экономике!

Я убежден, что если кому-то удастся найти действенный метод призыва к единобожию, то значит ему даровано большое благо.


[1] «Ад-Дау ва ад-давау» (302).

[2] Аль-Бухари (2937), Муслим (2524).

[3] Аль-Бухари (2873), Муслим (1733).

[4] «Аль-Фатва аль-Хамавия аль-кубра» (533).

Наставление четвёртое

Наставление четвертое

Призывающим к единобожию следует знать, что одной из причин силы их призыва является их единство и помощь друг другу в благочестии богобоязненности и наоборот: «…и не препирайтесь, а не то вы падете духом и лишитесь сил» (сура «Добыча», аят 46).

Одно из величайших препятствий, стоящих на пути призыва к единобожию это то, что призывающие к нему разделяются, хотя все они следуют манхаджу праведных предшественников.

Разделенность призывающих к единобожию означает увеличение активности их врагов, а их занятость собой означает увеличение смелости их противников в выявлении и продвижении их заблуждений.

Искренним призывающим следует бояться Аллаха в отношении общины, стремясь к объединению сердец и отвергая вражду и сетования на судьбу. Им следует упорно работать ради объединения, улаживания конфликтов, распространения искреннего отношения и предпочтения благих мыслей, реализуя слова Всевышнего о том, что они: «милостивы между собой» (сура «Победа», аят 29), а также: «смиренны перед верующими» (сура «Трапеза», аят 54).

Мне нет нужды много распространяться о том, что объединение на Коране и Сунне — это шариатское требование, и что конфликты и ненависть имеют ужасные последствия. И как может быть иначе, если наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Ссора между собой — это беда, уничтожающая (досл.: сбривающая) религию».[1]

И приказывает отправляющимся с призывом, а это Муаз и Абу Муса, да будет доволен ими обоими Аллах: «Подчиняйтесь друг другу и не разделяйтесь».[2]


[1] Ат-Тирмизи (2509), Абу Дауд (4919), Ахмад (27508). Ат-Тирмизи сказал: «Хороший достоверный хадис», и это так и есть.

[2] Аль-Бухари (7172), Муслим (1734).

Наставление пятое

Наставление пятое

Призывающие к единобожию должны остерегаться того, чтобы в их души закрадывалось отчаяние или чувство уныния, когда они смотрят на болезненную действительность или на усилия врагов. Нет, это должно побуждать к увеличению активности, усердности, чувства ответственности и уверенности в том, что они на истине, и что помощь Аллаха близка. Не забывай, о призывающий, что Аллах есть Хранитель тех, кто уверовал.

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Призывающий ко Всевышнему Аллаху не завершит своего дела, если не будет убежден в той истине, к которой он призывает, не будет понимать ее и не станет проявлять терпения в реализации призыва к Аллаху, перенося его тягости и воздерживаясь от того, что ослабляет его решимость и волю. А тот, кто достигнет этого — станет из числа имамов, ведущих прямым путем по повелению Всевышнего».[1]

И если Всевышний Аллах сказал двум Своим посланникам — Мусе и Харуну: «Не бойтесь, ибо Я — с вами. Я слышу и вижу» (сура «Та Ха», аят 46) — то каждый, кто последовал по пути пророков и посланников, имеет долю в совместном пребывании с Аллахом, означающем Его помощь и поддержку. А если Аллах с тобой, то пусть тебя не печалит то, чего ты лишился, и то, с чем ты сталкиваешься: «Воистину, Мы окажем помощь Нашим посланникам и верующим в мирской жизни и в тот день, когда предстанут свидетели» (сура «Прощающий», аят 51).

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Призыв ко Всевышнему Аллаху — это дело посланников и их последователей, которые являются наместниками посланников в своих народах, а люди следуют за ними. Аллах, хвала Ему, приказал Своему посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы он довел то, что было ниспослано ему, и гарантировал ему охрану и неприкосновенность. Также передающие от него из его общины будут находиться под защитой Аллаха и иметь неприкосновенность в той степени, в какой они занимаются Его религией и призывом к ней».[2]

Также призывающий должен остерегаться обольщения душ и наущений шайтана, по причине которых он принижает себя, считая, что он не достоин призывать и наставлять поскольку у него мало знаний и он слаб в его приобретении. Это, клянусь Аллахом, есть один из величайших обманов шайтаном обладателей блага. Ведь требования к призыву не такие как требования к вынесению фетв, и ни у кого нет оправдания, позволяющего ему не действовать на пути помощи единобожию. Век, в котором мы живем, — это не время проявления холодного смирения, ведь уже разгорелась битва между добром и злом, прямым руководством и заблуждением, и сошлись ряды противников. Какое это лишение, клянусь Господом небес, когда приобретающий знания, видя, как попираются запреты Аллаха, особенно в том, что касается единобожия, остается безучастным и не хочет пошевелить даже пальцем!

Будьте же активней, о приверженцы единобожия! Держитесь крепче, когда дуют ветра смут, и будьте убежденными в помощи Аллаха: «Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах — Всесильный, Могущественный» (сура «Хадж», аят 40). «Призывай же к своему Господу. Воистину, ты — на прямом пути» (сура «Хадж», аят 68).


[1] «Илям аль-мувакыин» (4/135).

[2] «Джаля аль-афхам» (581).

Наставление шестое

Наставление шестое и последнее

О единобожник, призыв к Аллаху нуждается в правдивых людях, жертвующих своими жизнями и всем ценным что имеют на пути Аллаха и готовыми заплатить высокую цену за возвышение слова Аллаха. Призыв к Аллаху — это «джихад сердцем и языком, который может быть лучше джихада рукой».[1]

Пусть знает проявляющий усердие в следовании за Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, что призыв к Аллаху — это его путь: «Скажи: «Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению»» (сура «Йусуф», аят 108). Это путь, а где же те, кто спешит к нему?

Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Тот, кто призывает к Всевышнему Аллаху, тот на пути посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он действует согласно убеждению, и он из его последователей. А тот, кто призывает к чему-то другому, тот не на его пути, он не действует согласно убеждению, и он не из его последователей».[2]

Единобожие, о приверженцы единобожия, — это милость, а призыв к нему — это благодарность за эту милость. Всевышний сказал: «И возвещай о милости своего Господа» (сура «Утро», аят 11). Аль-Куртуби сказал: «Передается, что он (Муджахид) сказал: «О пророчестве». То есть: доноси то, что тебе ниспослано. Здесь обращение к Пророку, да благословит его Аллахи приветствует, а постановление относится как к нему, так и к другим».[3] Всевышний Аллах говорит: «В тот день вы будете спрошены о благах» (сура «Страсть к приумножению», аят 8). А какое благо больше, чем единобожие?

Тот, кто хочет быть из числа благодарных за эту милость, пусть посвятит призыву большую часть своего времени и внимания. Пусть он будет проявляющим заботу, усердие и стремление к наставлению людей на прямой путь, и пусть отдает предпочтение Аллаху перед собой.

Ибн аль-Джаузи сказал, описывая имама Ахмада: «Это человек, который не обращал внимания на свою душу перед Аллахом и жертвовал ей, так же, как и Биляль не обращал внимания на свою душу.

Мы уже привели сообщение от Саида ибн Мусаййиба о том, что его душа была для него перед Всевышним Аллахом ничтожнее души мухи.

Они считали свои души ничтожными, потому что видели последствия, ибо проницательные глаза смотрят на исход, а не на состояние».[4] Он был прав, да смилуется над ним Аллах, и таково положение правдивых!

И знай, о достигший успеха, что правдивость веры требует, чтобы человек гневался на то, что нарушаются запреты Аллаха, почитал и возвеличивал Аллаха, считал Его достойным того, чтобы Ему подчинялись и не ослушались, поминали Его и не забывали, благодарили и не проявляли неблагодарности, и чтобы желал пожертвовать жизнью и имуществом ради избавления нарушающих Его запреты от греха.[5] Как сказал один из них: «Я желал бы, чтобы мое тело разрезали ножницами, но только, чтобы люди подчинялись Аллаху».[6]

Относительно того, как праведные предшественники почитали запреты Аллаха, особенно в том, что касалось единобожия, уместным будет привести то, что привел Абу Наим от Ханнаса ибн Сухайма, который сказал: «Я пришел с Зиядом ибн Джарриром[7] из аль-Канасы и сказал о чем-то: «Нет, клянусь верностью». Тогда Зияд начал сильно плакать, так что я подумал, что сделал что-то серьезное. Я спросил его: «Тебе не понравилось то, что я сказал?» Он ответил: «Да, Умар ибн аль-Хаттаб, повелитель правоверных, да будет доволен им Всевышний Аллах, строго настрого запрещал клясться верностью»».

Также Абу Наим передает от Рабиа ибн Атаба, что он сказал: «Я шел с Зиядом ибн Джариром, и он услышал, как один человек поклялся верностью. Я посмотрел на него и увидел, что он плачет. Я спросил: «Что заставило тебя плакать?» Он ответил: «Разве ты не слышал, как этот человек поклялся верностью? Разорвать мои внутренности до крови лучше для меня, чем поклясться верностью».

И как хорошо сказал один из них: «Да будет милость Его над обладателями великих душ и пылких обостренных чувств. Сколько боли и сколько тягот они переносят в этой наполненной болью и тяготами вселенной: люди грешат, а они пьют из горькой чаши греха. Люди проявляют нечестие, а они несут бремя исправления того, что они испортили. Люди поступают дурно по отношению к Подателю милостей и к самим себе, а они единственные претерпевают мучения этого зла и вкушают его горечь… Они хотят, чтобы вся эта вселенная несла в себе то же, что несут они сами из добродетелей, руководства и убеждений, а иначе они страдают…

Да будет милость Его над обладателями великих душ и пылких обостренных чувств. Они утомляют свои души, чтобы утешить других, и заставляют страдать свои тела и души, чтобы принести счастье душам и телам людей. Обладание великой душой будто указывает на величину ее боли и страданий, а обострение чувств — на обострение боли и мучений. И возвышенность души над недостатками будто означает возложение на нее испытаний и тревог людей, а ее удаление от пороков будто означает ее удаление от отдыха и спокойствия».

О приверженцы единобожия… Ноша тяжела, ответственность велика, а Рай дорог. Аллах говорит: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах — с творящими добро!» (сура «Паук», аят 69).

Я прошу Аллаха, чтобы Он сделал наши сердца праведными, наполнил их любовью к Нему, помог нам подчиняться Ему и исповедовать Его единобожие и сделал нас Его воинами и помощниками Его религии. Поистине, наш Господь слышит мольбу. Да благословит Аллах, приветствует и дарует благодать Своему рабу и посланнику Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.


[1] «Ахкам ахль аз-зимма» (1/729).

[2] «Джаля аль-афхам» (581).

[3] «Аль-Джами ли ахкам аль-Куран» (20/69).

[4] «Манакиб аль-имам Ахмад» (446).

[5] См. «Джами аль-улюм ва аль-хикам» (325).

[6] Это слова Зухайра ибн Наима аль-Баби, которые привел от него Абу Наим в «Хилят аль-анбия» (10/150).

[7] Аль-Аслами, один из табиинов, да смилуется над ним Аллах, и будет доволен им. Это и следующее сообщение привел Абу Наим в «Хилят аль-анбия» (4/196).

Также рекомендуем...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *