Опоры в воспитании детей

Опоры в воспитании детей

Автор: Абдурраззак ибн Абдульмухсин аль-Бадр

Вступление

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров. Благословения и мир рабу Аллаха, Его посланнику и любимому другу — нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. А затем:

К числу наиболее важных обязанностей и доверенных на хранение вещей, о которых должен заботиться раб Аллаха в этой жизни, относятся его дети. На него возложены их образование, воспитание, наставление и направление. Дети относятся к категории того, что вручено человеку на хранение, о чем Аллах, всемогущ Он и велик, повелел заботиться и хранить его. Всевышний сказал, описывая верующих: «…которые сохраняют доверенное им и соблюдают договоры…» (сура «Ступени», аят 32). А также: «О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника и не покушайтесь на вверенное вам имущество сознательно» (сура «Добыча», аят 27).

Аллах, всемогущ Он и велик, даровал родителям эту великую милость. Он сказал: «Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он творит, что пожелает. Он одаряет, кого пожелает, потомством женского пола, и одаряет, кого пожелает, потомством мужского пола» (сура «Совет», аят 49). Он возложил на родителей ответственность за детей, наделил их правами и обязанностями и сделал детей экзаменом и испытанием для родителей. Если они выдержат этот экзамен перед своими детьми так, как повелел им Аллах, всемогущ Он и велик, то их ожидает великая награда от Аллаха. Если же они допустят упущения, то обрекут сами себя на наказание сообразно степени допущенного упущения.

Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Оберегайте себя и свои семьи от огня, растопкой которого будут люди и камни. Над ним есть ангелы суровые и сильные» (сура «Запрещение», аят 6). Этот аят служит великой основой в обязательности воспитания детей и заботы о них.

Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал, разъясняя этот аят: «Обучайте и воспитывайте их».[1]

Достоверно передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, подтверждение и разъяснение возложенных на родителей обязанностей. Он сказал: «Каждый из вас является пастырем, и каждый из вас будет спрошен за свою паству. Правитель является пастырем и будет спрошен за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и будет спрошен за свою паству, женщина является пастырем в доме своего мужа и будет спрошена за свою паству, слуга является пастырем для имущества своего господина и будет спрошен за свою паству. Итак, каждый из вас является пастырем и каждый из вас будет спрошен за свою паству».[2]

«Будет спрошен»: напоминание о том, что Аллах, всемогущ Он и велик, спросит раба за то, что было доверено ему, когда он будет стоять перед Ним в Судный день. Некоторые обладатели знания сказали, что Аллах, всемогущ Он и велик, в Судный день спросит родителя о его ребенке, прежде чем спросить ребенка о его родителе. Ведь, как у отца есть обязанности перед своим сыном, так и у сына есть обязанности перед отцом.[3]

Ибн Умар, да будет Аллах доволен им и его отцом, сказал: «Воспитывай своего сына, ведь, поистине, ты будешь спрошен за своего ребенка: как ты воспитал его и чему научил его. А он будет спрошен о том, проявлял ли он благочестие к тебе и слушался ли тебя».[4]

Аллах, всемогущ Он и велик, заповедовал человеку проявлять благочестие к его родителям и обязательно делать им добро, сказав: «Мы заповедали человеку делать добро его родителям» (сура «Пески», аят 15). Точно так же он заповедовал родителям воспитывать своих детей, как сказал Всевышний: «Аллах заповедует вам относительно ваших детей…» (сура «Женщины», аят 11).

Наш благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о том, что родители имеют огромное влияние на своих детей, на их убеждения и религию, не говоря уже о их нравах и морали. Он сказал: «Каждый младенец рождается не иначе как в своем естественном состоянии, а уже потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника. Точно так же и животные появляются на свет целыми, а не изувеченными: разве найдешь среди них кого-нибудь с отрезанным ухом?!»[5]

Это очень красноречивый пример. Ведь животные обычно появляются на свет целыми и здоровыми без каких-либо недостатков и увечий. Среди них нет никого с отрезанным ухом или конечностью. Впоследствии же они могут получить увечья от своего хозяина или пастуха, либо по причине их невнимательности, либо по причине непосредственных действий.

Также и ребенок рождается в своем естественном состоянии. Если же его обучать лжи, обману, нечестию, искаженной религии или другим порицаемым вещам, то он потеряет свое естественное состояние. Это происходит либо по причине скверного воспитания, либо пренебрежения им, либо внешнего влияния от скверных людей или приятелей.

По причине важности и серьезности этого дела, я приведу здесь наиболее важные опоры и основы, о которых следует позаботиться каждому родителю, чтобы реализовать свою почетную и великую миссию:


[1] «Джами аль-баян фи тавиль аль-Куран» ат-Табари (23/103).

[2] Аль-Бухари (5188), Муслим (1829).

[3] «Тухфат аль-маудуд биахкам аль-маулюд» Ибн аль-Каййима, да смилуется над ним Аллах (стр. 229).

[4] «Ас-Сунан аль-кубра» аль-Бейхаки (5301).

[5] Аль-Бухари (1359), Муслим (2658).

Выбор праведной жены

Выбор праведной жены

Первой опорой в воспитании является выбор праведной жены, и это происходит до того, как появятся дети. Тебе следует стараться выбрать жену, которая известна своим следованием прямому пути, праведностью и богобоязненностью. Ведь она будет твоей помощницей в том, чтобы дать детям правильное воспитание. И даже если праведная жена не стала бы помогать тебе в воспитании детей, то, по крайней мере, она не послужит причиной вреда для их религии и нрава.

Поэтому наш благородный Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, побуждал выбирать религиозную жену. Он сказал: «Женщину берут в жены из-за четырех вещей: из-за ее богатства, из-за ее происхождения, из-за ее красоты и из-за ее религии, добивайся же той, которая привержена религии, иначе ты проиграешь!»[1]


[1] Аль-Бухари (5090), Муслим (1466).

Мольба

Мольба

Одна из наиболее важных опор — это мольба за детей. Это мольба возносится как до их появления, так и после. Родители возносят мольбу о том, чтобы Аллах, всемогущ Он и велик, наделил их праведным потомством. Также они возносят мольбу за детей после того, как Аллах наделил их ими, прося для них наставления на прямой путь, праведности, приверженности прямому пути и укрепления в религии. Примером этому служат для нас пророки, мир им. Так, Аллах сообщил нам о Своем любимом друге Ибрахиме, мир ему, что он сказал: «Господи, одари меня потомством из числа праведников!» (сура «Стоящие в ряд», аят 100). А также: «Господи! Включи меня и часть моего потомства в число тех, кто совершает намаз» (сура «Ибрахим», аят 40). Также и Закария, мир ему: «Тогда Закария воззвал к своему Господу, сказав: «Господи! Одари меня прекрасным потомством от Себя, ведь Ты внимаешь мольбе»» (сура «Семейство Имрана», аят 38).

А праведные рабы Милостивого, которых похвалил Господь миров, обращаются к Нему с такой мольбой: «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (сура «Различение», аят 74).

По Своей милости и щедрости Аллах, всемогущ Он и велик, отвечает на мольбу родителя за своего ребенка и не отвергает ее, как достоверно передается от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Три вида мольбы принимаются безо всякого сомнения в этом: мольба родителя, мольба путника и мольба притесненного».[1]

Также необходимо отметить в этой связи, что родители должны остерегаться того, чтобы возносить мольбу против своих детей, желая им зла, особенно в состоянии гнева. Пусть они не спешат призывать проклятия на своих детей, ведь на их мольбу будет дан ответ, а затем они станут сильно жалеть об этом.

Наш благородный Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, предостерегал нас от этого. Он сказал: «Не призывайте проклятия ни на самих себя, ни на ваших детей, ни на ваше имущество, чтобы это не совпало с таким периодом времени, когда Аллаха просят о дарах, и вам будет дан ответ».[2]

Всевышний Аллах сказал: «Человек молит о зле подобно тому, как он молит о добре. Воистину, человек тороплив» (сура «Перенес ночью», аят 11).

Катада, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Он призывает проклятие на свое имущество и ребенка, и если Аллах ответит ему, то они обязательно погибнут».[3]

Выдающийся ученый Абдуррахман ас-Саади, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Человек по причине своего невежества и поспешности проклинает самого себя, своих детей и свое имущество в состоянии гнева. Он торопится с этой мольбой так же, как торопится с мольбой о добре…»[4]


[1] Абу Дауд в Сунане, ат-Тирмизи (1905) от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах. Текст хадиса принадлежит версии Абу Дауда. Аль-Албани назвал хадис достоверным в «ас-Сахиха» (596).

[2] Муслим (3009).

[3] «Джами аль-баян фи тавиль аль-Куран» ат-Табари (14/513).

[4] «Тайсир аль-Карим аль-Манан» (стр. 454).

Выбор благих имен

Выбор благих имен

К числу дел, помогающих дать детям правильное воспитание относится выбор родителями для своих детей хороших благих имен, которые связывают их с подчинением Аллаху, всемогущ Он и велик. Речь идет о таких именах, как Абдуллах (раб Аллаха), Абдуррахман (раб Милостивого), Мухаммад (восхваляемый), Салих (праведный) и тому подобных благих именах, связанных с праведностью, поклонением и похвальными качествами. С высокой степенью вероятности имя станет оказывать влияние на своего обладателя, ведь как говорят: «Каждому мужчине достается что-то из его имени».

Достоверно передается от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Наиболее любимыми вашими именами перед Аллахом являются имена Абдуллах и Абдуррахман».[1]

Было бы хорошо, чтобы родитель объяснил ребенку смысл его имени и по какой причине оно любимо Аллахом, всемогущ Он и велик. Например, если его зовут Абдуллах, то скажи ему: «Ты — раб Аллаха, который сотворил тебя и наделил тебя многими благами. А ты должен быть благодарным Ему и подчиняться Ему» и т.п.


[1] Муслим (2132).

Справедливость

Справедливость

К числу великих опор в воспитании детей относится справедливое отношение ко всем из них и отдаление от любого проявления несправедливости и притеснения. Если отец не будет справедлив ко всем своим сыновьям, то между ними появится вражда, зависть и взаимная ненависть. Если же он будет соблюдать справедливость между ними, то это станет величайшей причиной их взаимной любви, дружбы и благочестия к нему.

В Сахихе аль-Бухари приводится хадис от ан-Нумана ибн Башира, да будет Аллах доволен им и его отцом, о том, что его отец подарил ему землю, а его мать попросила его отца, чтобы он призвал посланника Аллаха, да благословит его Аллахи приветствует, засвидетельствовать этот подарок. Когда пришел посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, он спросил его: «А ты подарил остальным своим детям нечто подобное?» Тот ответил: «Нет». Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь Аллаха и соблюдайте справедливость между своими детьми».[1]

А в другой версии сказано: «Я не стану свидетельствовать о несправедливости».[2]

А в версии Муслима говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Порадует тебя, если они будут относиться к тебе с одинаковым почтением?» Тот ответил: «Конечно!» Тогда он сказал: «В таком случае не поступай так».[3]

В этом содержится предостережение от проявления несправедливости между детьми и разъяснение того, что следствием этого может стать непослушание, отсутствие почтительности и разрыв между братьями.


[1] Аль-Бухари (2587).

[2] Аль-Бухари (2650), Муслим (1623).

[3] Муслим (1623).

Доброта и милосердие

Доброта и милосердие

К числу опор в воспитании детей относится доброта и мягкость по отношению к ним, хорошее и милосердное обращение с ними, а также предостережение и удаление от грубости и чрезмерной строгости. Ведь «доброта всегда украшает собой то, в чем она есть, а когда что-то лишается доброты, это неизбежно приводит к бесславию».[1]

Милосердие и доброта должны проявляться к детям с самого раннего детства и сопровождать их постоянно. Ведь это причина близости детей к родителям и их любви к ним. А наличие этой близости и любви облегчает направление детей к благу и их наставление, так же, как и их принятие этих наставлений.

В Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводится много примеров, разъясняющих эту опору. Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поцеловал аль-Хасана сына Али, да будет доволен ими обоими Аллах, в то время как у него находился аль-Афра ибн Хабис, да будет доволен им Аллах, который сказал: «У меня десять детей, и я не целовал никого из них». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на него и сказал: «Кто не проявляет милосердия, к тому тоже не проявят милосердия».[2]

Передается от матери правоверных Аиши, да будет доволен ей Аллах, что к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришел один бедуин и сказал: «Вы целуете детей?! А вот мы не целуем их». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал на это: «Разве я виноват, что Аллах лишил твое сердце милосердия?!»[3]


[1] Муслим (2594).

[2] Аль-Бухари (5997), Муслим (2594).

[3] Аль-Бухари (5998).

Наставление и направление

Наставление и направление

Также к числу важных опор в воспитании детей относится постоянство в наставлении и направлении особенно в том, что касается высших материй и благородных нравов, начиная с религиозных убеждений, обязательных предписаний Ислама и остальных шариатских норм. То же относится и к запретам и предостережениям. Начинать следует с больших грехов, а затем переходить к остальным шариатским запретам. Этим вещам должна отводиться бо́льшая часть направлений и наставлений. А после этого отец и мать должны уделять внимание остальным вещам, которые приносят пользу их детям в этом мире, таким как еда одежда и т.п.

Одним из красноречивых и полезных наставлений, о котором Аллах, всемогущ Он и велик, сообщил в Своем Писании, является наставление мудрого Лукмана своему сыну из суры «Лукман». Он начал свое наставление с единобожия, продолжил повелением почитать родителей, затем предупредил о том, что Аллах, всемогущ Он и велик, объемлет все свои творения, и в этом указание на то, что следует ощущать контроль Аллаха, всемогущ Он и велик, за собой во всех делах. Затем он побудил его к совершению намаза, который является величайшим из деяний тела, и завершил свое наставление привлечением внимания к высоким нравами возвышенным материям. Всевышний сказал: «Вот Лукман сказал своему сыну, наставляя его: «О сын мой! Не приобщай к Аллаху сотоварищей, ибо многобожие является великой несправедливостью». Мы заповедали человеку делать добро его родителям. Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит прибытие. А если они будут сражаться с тобой, чтобы ты приобщил ко Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, но сопровождай их в этом мире по-доброму и следуй путем тех, кто обратился ко Мне. Потом вам предстоит вернуться ко Мне, и Я поведаю вам о том, что вы совершили. О сын мой! Если нечто весом с горчичное зернышко будет внутри скалы, или на небесах, или в земле, то Аллах принесет его. Воистину, Аллах — Проницательный, Ведающий. О сын мой! Совершай намаз, повелевай совершать одобряемое, запрещай предосудительное и терпеливо сноси все, что постигает тебя. Воистину, в этих делах надлежит проявлять решимость. Не отворачивай своего лица от людей из высокомерия и не шествуй по земле кичливо. Воистину, Аллах не любит всяких гордецов и бахвалов. Ступай размеренной поступью и понижай свой голос, ибо самый неприятный голос — это рев осла» (сура «Лукман», аят 13-19).

Пророки и праведники следовали этому пути, как видно из приведенного наставления. Аллах, всемогущ Он и велик, сообщил подобное и о Своих пророках Ибрахиме и Йакубе, мир им. Он сказал: «Ибрахим и Йакуб заповедали это своим сыновьям. Йакуб сказал: «О сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами». Или же вы присутствовали, когда смерть явилась к Йакубу? Он сказал своим сыновьям: «Кому вы будете поклоняться после меня?» Они сказали: «Мы будем поклоняться твоему Богу и Богу твоих отцов — Ибрахима, Исмаила и Исхака, Единственному Богу. Ему одному мы покоряемся»» (сура «Корова», аят 132-133).

Господь миров похвалил Своего пророка Исмаила, мир ему, за то, что он приказал своей семье совершать намаз и выплачивать закят. Всевышний сказал: «Он велел своей семье совершать намаз и выплачивать закят…» (сура «Марьям», аят 55).

Всевышний Аллах приказал Своему пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, заботиться о совершении предписанных намазов, а также велеть своей семье совершать их и побуждать их к этому, как сказал Всевышний: «Вели своей семье совершать намаз и сам терпеливо совершай его» (сура «Та Ха», аят 132).

Также к направлению и наставлению детей относится побуждение родителем своих детей сторониться всего, что может испортить их нрав и религию, как, например, слушание песен, просмотр вредных каналов и игра на запретных аппаратах. Также следует остерегаться того, чтобы ходить со своими детьми в места запретных развлечений.

Праведный товарищ

Праведный товарищ

Наставлять детей относительно выбора друзей и товарищей является одной из величайших опор, о которой следует заботиться при воспитании. Ведь друг тянет за собой друга и поэтому надо быть разборчивым в друзьях.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, привел нам пример, разъясняя влияние на человека его друга, как в хорошем, так и в дурном. Он сказал: «Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он может либо подарить тебе что-нибудь из своего товара, либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние».[1]

Также он сказал: «Человек исповедует ту же религию, что и его ближайший друг, так пусть же каждый из вас обращает внимание на то, с кем он водит дружбу».[2]

Родителям надлежит следить за тем, с кем их дети водят дружбу в школе и в других местах и не оставлять этого без внимания.

Сегодня появился новый вид друзей и товарищей, которого не было раньше, но эти друзья оказывают влияние не меньше прежних. Речь идет о спутниковых каналах, интернет-сайтах, социальных сетях и т.п. Дети носят свои телефоны в руках, где бы они не были: дома или на улице. Если эти электронные гаджеты не будут находиться под контролем и наблюдением родителей, то они могут представлять огромную опасность разуму, религии, нраву и воспитанию их детей. Сколько юношей и девушек погибло и сбилось с пути по их причине. Дело дошло до совершения столь больших грехов и до столь огромных несчастий, о величине которых ведомо только Аллаху, всемогущ Он и велик.


[1] Аль-Бухари (5534), Муслим (2628).

[2] Абу Дауд (4833). См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» (927).

Хороший пример

Хороший пример

Одной из великих опор является то, чтобы родитель был примером для подражания для своих детей. Если он велит им совершать добро, то пусть сам будет первым, кто совершает его. Если запрещает им что-то дурное, то пусть сам первым удаляется от этого. Пусть не будет так, что он говорит одно, а сам делает другое, вызывая сумятицу в голове и чувствах своих детей, что приведет их в итоге к оставлению направления и воспитания своих родителей и пренебрежению ими. Давайте вспомним слова Аллаха, всемогущ Он и велик, выговаривающего сынам Исраила: «Неужели вы станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь?» (сура «Корова», аят 44).

А также слова пророка Аллаха Шуайба, мир ему, своему народу: «Я не хочу отличаться от вас и совершать то, что я запрещаю совершать вам…» (сура «Худ», аят 88).

Всевышний также сказал: «О те, которые уверовали! Почему вы говорите то, чего не делаете? Велика ненависть Аллаха к тому, что говорите то, чего не делаете» (сура «Ряды», аят 2-3).

Как говорят ученые, наставление примером более эффективно, чем наставление словами.

Заключение

Это был краткий обзор опор, которые призваны помощь в воспитании детей и их наставлении. Пусть мусульманин знает, что если он будет заботиться об этих опорах и практиковать их, то он будет первым, кто соберет плоды этого воспитания как при жизни, так и после смерти. При его жизни его ребенок будет праведным и благочестивым, станет исполнять свои обязанности перед ним и сторониться непокорности, потому что Ислам, в котором он был воспитан, велит ему и побуждает его к этому.

А после его смерти он станет усердствовать в вознесении мольбы за него. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда сын Адама умирает, все его дела прекращаются за исключением трех: непрерывной милостыни, приносящего пользу знания и праведного ребенка, возносящего мольбу за него».[1]

Необходимо отметить, что этот вопрос, вопрос воспитания детей, очень важен. Каждому родителю следует позаботиться о нем. Ведь причиной всего плохого, что есть в детях, является упущение и халатность его родителей.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Кто проявил халатность в обучении своего ребенка тому, что принесет ему пользу, и предоставил его самому себе, тот оказал ему очень дурную услугу. Все дурное, что есть в большинстве детей, появилось благодаря их родителям и их халатности, а также отказа от обучения их обязательным и желательным предписаниям религии».

Есть еще один важный вопрос, о котором следует помнить родителю: при всей заботе об этих великих причинах и опорах, ему следует препоручать свое дело Аллаху, всемогущ Он и велик, и полагаться на Него. Он не должен связывать свое сердце с этими причинами, но должен препоручить свое дело Аллаху и полагаться на Него Одного в исправлении своих детей и их охранении посредством того, чем Он охраняет Своих праведных рабов.

Шейх Ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Я думаю, что если кто-то будет бояться Аллаха в том, что касается его детей, и следовать шариатскому пути в их наставлении, то Аллах, свят Он и возвышен, обязательно наставит его детей на прямой путь».[2]

Я прошу Аллаха, чтобы Он помог нам всем в воспитании наших детей и направлении их в правильную сторону, чтобы Он исправил их и защитил от явных и тайных смут, и чтобы сделал их указывающими на прямой путь и следующими по нему, а не заблудшими и вводящими в заблуждение других. Поистине, Он — Слышащий, Отвечающий.

Да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада, его семью и сподвижников и приветствует их миром.


[1] Муслим (1631).

[2] «Фатава Нур аля ад-дарб» (24/2).

Также рекомендуем...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *