СМЕШИВАНИЕ ПОЛОВ (ИХТИЛЯТ)

حكم الاختلاط

СМЕШИВАНИЕ ПОЛОВ (ИХТИЛЯТ)


سماحة الشيخ محمد بن إبراهيم آل الشيخ (رحمه الله)

Уважаемый шейх Мухаммад ибн Ибрахим Али аш-Шейх (да помилует его Аллах)

ВАЖНАЯ ФЕТВА О РЕЛИГИОЗНОМ СУЖДЕНИИ ОТНОСИТЕЛЬНО СМЕШИВАНИЯ (ИХТИЛЯТ) МУЖЧИН И ЖЕНЩИН

Шейху Мухаммаду ибн Ибрахиму Али аш-Шейху (да помилует его Аллах) задали вопрос: «Разрешено ли мужчинам и женщинам находиться вместе, если отсутствует опасность возникновения смуты?».

Ответ:

Совместное нахождение мужчин и женщин бывает трёх видов:

  1. Совместное нахождение женщин с мужчинами, которые являются их близкими родственниками (махрамы). Относительно дозволенности этого нет сомнений.
  2. Совместное нахождение женщин с посторонними мужчинами для осуществления порочных деяний. Относительно запретности этого нет сомнений.
  3. Совместное нахождение женщин с посторонними мужчинами в учебных заведениях, в магазинах, в учреждениях, в больницах, на различных церемониях и т. п.

И вот, что касается этой третьей ситуации, то человек сначала может подумать, что это не приводит к тому, что представители каждого пола вводят в искушение противоположный пол. И чтобы раскрыть суть этого явления, мы ответим на данный вопрос дважды: сначала кратко, а затем подробно.

Что касается краткого ответа, то Всевышний Аллах создал мужчин такими, что они сильнее женщин и склоняются к ним. Женщин же Аллах создал такими, что они слабые и нежные, но также склоняются к мужскому полу. И когда представители противоположных полов находятся вместе, то случается то, что в итоге приводит к дурному, ибо души людей повелевают совершать дурное, а страсти делают людей слепыми и глухими, а шайтан повелевает мерзости и порицаемое.

Что же касается подробного ответа, то шариат строится на целях (макасыд) и на том, что приводит к этим целям (васаиль). То, что приводит к цели, имеет такое же постановление, как сама цель. Мужчины удовлетворяют своё половое желание именно с женщинами, и поэтому шариат закрыл все двери, которые приводят к возникновению связи между противоположными полами. И это станет ясным из тех доводов, что мы приведем из Корана и Сунны.

Довод первый: Всевышний Аллах сказал: «И совращала его та [жена египетского вельможи], в доме которой он был. И (однажды) она заперла (все) двери и сказала: «Иди ко мне, (я уже приготовилась для тебя!)». (Юсуф) сказал: «Да упасет (меня) Аллах! Ведь господин мой [вельможа] прекрасным сделал мое пребывание. Поистине, не будут счастливы творящие зло!». (Сура «Юсуф», аят 23).

На что указывает этот довод: когда жена египетского вельможи и Юсуф, мир ему, остались вместе, она стала выявлять то, что скрывала прежде, и потребовала от него, чтобы он согласился на её предложение, однако Аллах проявил к нему Свою милость и защитил его от неё. И об этом говорится в словах Всевышнего: «И ответил ему его Господь, и отвратил от него их ухищрения. Поистине, Он – Слышащий, Знающий». (Сура «Юсуф», аят 34). И именно так, если мужчины и женщины будут пребывать вместе, каждый из представителей двух полов возжелает кого-нибудь из противоположного пола, а затем начнет предпринимать меры, чтобы заполучить его.

Довод второй: Аллах повелел мужчинам опускать взоры, и то же самое велел женщинам. Всевышний Аллах сказал: «Скажи верующим мужчинам, пусть они опускают свои взоры и (пусть) берегут свои органы; это – чище для них. Поистине, Аллах ведает о том, что они делают! И скажи верующим женщинам: пусть они опускают свои взоры». (Сура «ан-Нур», аяты 30-31).

На что указывает этот довод: Аллах повелел верующим мужчинам и верующим женщинам опускать взоры, а повеление Аллаха указывает на обязательность. Затем Всевышний Аллах разъяснил, что это – чище для них. И Аллах не прощает ничего, кроме случайного взора.

Аль-Хаким в «аль-Мустадрак» передал со слов ′Али, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «О ′Али! Пусть за (первым) взглядом не следует второй, ибо первый взгляд будет тебе прощен, а второй – нет!». Аль-Хаким сказал: «Хадис достоверный в соответствии с условиями Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. Есть еще несколько хадисов с подобным смыслом.

Аллах повелел опускать взор, ибо если человек смотрит на то, на что ему запрещено смотреть, он совершает прелюбодеяние. Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Прелюбодеянием глаз является взгляд; прелюбодеянием ушей является слушание; прелюбодеянием языка является речь; прелюбодеянием рук является прикосновение, а прелюбодеянием ног являются шаги». Передали аль-Бухари и Муслим. Здесь приведена версия Муслима.

Это является прелюбодеянием, потому что человек наслаждается взором на прелести женщины, а это приводит к тому, что эта женщина проникает в сердце того, кто на неё смотрит. Он привязывается к ней сердцем, а затем ищет пути для того, чтобы совершить с ней мерзость. И если шариат запретил даже смотреть на женщин из-за того, что это приводит к порочному, то тем более это касается совместного нахождения, ибо оно приводит к тому, конец чего не является похвальным. Совместное нахождение приводит к наслаждению путём взоров и к приложению усилий для совершения того, что еще хуже.

Довод третий: религиозные тексты указывают на то, что вся женщина целиком является ′ауратом. Иначе говоря, она обязана скрывать от посторонних всё своё тело, ибо открытие даже части тела приводит к тому, что на неё начинают смотреть, а взоры приводят к сердечной привязанности, после чего мужчина начинает предпринимать меры для того, чтобы заполучить её. То же самое касается и совместного нахождения (ихтилят).

Довод четвертый: Всевышний Аллах сказал: «И пусть (верующие женщины) не бьют своими ногами (во время ходьбы), так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения [чтобы люди не слышали звуки украшений и чтобы они не привлекали к себе внимания]». (Сура «ан-Нур», аят 31).

На что указывает этот довод: Всевышний Аллах запретил женщинам стучать ногами, хоть это действие само по себе является дозволенным, но вся проблема в том, что оно становится причиной того, что мужчины слышат звон женских украшений, и это пробуждает в мужчинах страсть к женщинам. И совместное нахождение (ихтилят) запрещено именно по этой причине. Оно запрещено из-за того, что приводит к порочному.

Довод пятый: Всевышний Аллах сказал: «Он [Аллах] знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди». (Сура «Гафир», аят 19). Ибн ′Аббас и другие разъясняли этот аят так: речь идёт о том, что мужчина приходит в чей-либо дом и видит там красивую девушку, и если люди не следят за ним, он украдкой смотрит на неё, а если они смотрят на него, он отворачивает от неё взор. И так повторяется несколько раз.

На что указывает этот довод: Всевышний Аллах описывает глаза, которые взирают украдкой на тех женщин, на которых им запрещено смотреть. Он называет эти глаза предательскими. Что же тогда сказать о совместном нахождении (ихтилят)?

Довод шестой: Аллах повелел женщинам пребывать в своих домах: «Оставайтесь в своих домах и не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества». (Сура «аль-Ахзаб», аят 33).

На что указывает этот довод: Всевышний Аллах повелел пречистым и благим женам посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пребывать в своих домах. Это обращение распространяется на всех мусульманок. Ведь в науке об основах фикха утверждено, что обращения религиозных текстов являются общими, если только нет какого-либо довода на конкретизацию. И здесь нет довода, который указывал бы на конкретизацию. Значит, женщинам приказано пребывать в своих домах, если только у них не возникнет крайняя нужда покинуть дом. И если взглянуть на это, то как можно вообще сказать о дозволенности совместного нахождения (ихтилят)?! Особенно в эти дни, когда женщины много переходят границы, когда они скинули с себя покрывало стеснительности, когда они легкомысленно относятся к выставлению себя перед посторонними мужчинами.

Что же касается доводов Сунны, то мы ограничимся приведением десяти доводов.

Во-первых, имам Ахмад передал в «Муснаде» со слов Умм Хумейд, которая была женой Абу Хумейда ас-Са′иди, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды она пришла к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и сказала: «О посланник Аллаха! Я люблю молиться с тобой!». Он ответил: «Я знаю, что ты любишь молиться со мной, но молитва в палатке внутри твоей комнаты лучше для тебя, чем молитва в твоей комнате, а молитва в твоей комнате лучше для тебя, чем молитва в твоем доме, а молитва в твоем доме лучше для тебя, чем молитва в мечети твоего народа, а молитва в мечети твоего народа лучше для тебя, чем молитва в моей мечети!». После этого она приказала, чтобы ей подготовили место для молитвы в самом дальнем и темном уголке её дома. И, клянусь Аллахом, она совершала молитву лишь там до самой смерти.

И передал Ибн Хузейма в «Сахихе» со слов ′Абдуллаха ибн Мас′уда (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, наиболее любима Аллаху такая молитва женщины, которая совершается в самом темном углу её дома».

Есть еще много других хадисов, указывающих на то, что женщине лучше совершать молитву дома, чем в мечети.

На что указывает этот довод: если Аллах постановил женщине совершать молитву дома и сказал, что это даже лучшее для неё, чем молитва в мечети посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вместе с ним, то тем более запрещено совместное нахождение мужчин и женщин (ихтилят).

Во-вторых, передали Муслим, ат-Тирмизи и другие со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Лучшие ряды (в мечети) для мужчин – первые, а худшие – последние. Лучшие же ряды для женщин – последние, а худшие – первые». Ат-Тирмизи сказал: «Хадис хороший, достоверный».

На что указывает этот довод: посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постановил, что если женщины приходят в мечеть, то они должны выстраиваться в отдельный коллектив. Затем он сказал, что первые их ряды являются самыми худшими, а последние – самыми лучшими. И это лишь по той причине, что последние ряды далеки от мужчин, далеки от совместного пребывания с ними и взора на них. Если женщина стоит в последних рядах, это способствует тому, что она не видит движения мужчин и не слышит их речь, и поэтому её сердце не привязывается к ним. И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) порицал первые ряды, потому что они несут совсем обратный эффект. Также он сказал, что худшими рядами для мужчин являются последние. И это по следующим причинам: упущение награды первого ряда, упущение близости к имаму, близкое нахождение к женщинам, которые будут занимать мысли мужчины, и могут даже испортить его поклонение, испортить его намерение и смирение. И если шариат предполагает, что подобное случается даже в местах поклонения, где мужчины и женщины даже не пребывают вместе, то тем более запрещено совместное нахождение (ихтилят), ибо при совместном нахождении всё это случается в еще большем количестве.

В-третьих, Муслим передал в своём достоверном сборнике, что Зейнаб, жена ′Абдуллаха ибн Мас′уда (да будет доволен Аллах ими обоими), рассказывала: «Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал нам: «Если одна из вас отправляется в мечеть, пусть не умащается благовониями!».

Также передали Абу Дауд в «Сунане», имам Ахмад в «Муснаде» и аш-Шафи′и в «Муснаде» со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не запрещайте рабыням Аллаха (посещать) мечети Аллаха, однако пусть они выходят, не умащаясь благовониями».

Сказал Ибн Дакык аль-′Ид: «В этом указание на запретность использования благовоний для той, которая собирается в мечеть, ибо женские благовония пробуждают в мужчинах желание и страсть. Также они могут стать причиной пробуждения страсти самой женщины».

Также он сказал: «И к этому запрету присоединяется всё то, что подобно благовониям. Например, красивая одежда, видные украшения и роскошный внешний вид».

Сказал хафиз Ибн Хаджар: «Также запрещено совместное нахождение с мужчинами».

В-четвертых, Усама ибн Зейд передал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Я не оставил после себя искушения, которое приносило бы мужчине больше вреда, чем женщины». Передали аль-Бухари и Муслим.

 На что указывает этот довод: пророк (да благословит его Аллах и приветствует) описал их словом «искушение». Разве могут вместе находиться искушение и искушаемый?! Это запрещено.

В-пятых, Абу Са′ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передал, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, мир этот сладок и зелен и, поистине, Аллах сделал вас (Своими) преемниками в нём, чтобы посмотреть, как вы будете поступать. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин, ибо, поистине, первое искушение сынов Исраиля было (связано) с женщинами». Передал Муслим.

На что указывает этот довод: пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелел остерегаться женщин, а его приказ указывает на обязательность. Разве выполняет этот приказ тот, кто находится вместе с женщинами?! Подобное совместное нахождение запрещено.

В-шестых, передали Абу Дауд в «Сунане» и аль-Бухари в «аль-Куна» со слов Хамзы ибн Аби Усейда аль-Ансари, который передавал, что его отец (да будет доволен им Аллах) слышал, как пророк (да благословит его Аллах и приветствует), выйдя из мечети (и увидев, что) на дороге женщины и мужчины перемешались и идут вместе, сказал женщинам: «Подождите! Вы не должны идти по середине дороги, но вам следует идти по её краю». Эту версию передал Абу Дауд.

На что указывает этот довод: посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил противоположным полам идти вместе по дороге, ибо это приводит к искушению. Кто же может сказать о дозволенности совместного нахождения в каких-то других ситуациях?!

В-седьмых, передал Абу Дауд ат-Таялиси в «Сунане» и другие от Нафи′а, который передавал со слов Ибн ′Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) строил мечеть, он сделал отдельную дверь для женщин и сказал: «Пусть никто из мужчин не входит через эту дверь!».

Также передал аль-Бухари в «ат-Тарих аль-кабир» со слов Ибн ′Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), который передал со слов ′Умара (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Не входите в мечеть через женские двери!».

На что указывает этот довод: посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мужчинам и женщинам смешиваться возле дверей, когда они заходят в мечеть и выходят из неё. Он запретил это, чтобы преградить все пути к смешению полов (ихтилят). И если совместное нахождение запрещено в этой ситуации, то в других ситуациях оно запрещено тем более.

В-восьмых, передал аль-Бухари в своём достоверном сборнике, что Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: «Когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) заканчивал произносить слова таслима (после завершения молитвы), женщины поднимались, а он задерживался на (своём месте) на короткое время, прежде чем встать».

В другой версии сказано: «Он произносил слова таслима, а женщины покидали мечеть и входили в свои дома еще до того, как (к людям) поворачивался посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

В третьей версии сказано: «Когда мы завершали обязательную молитву, мы тут же вставали, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и те мучжины, которые совершали молитву, оставались сидеть еще столько, сколько пожелал Аллах. И когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вставал, вставали и остальные мужчины».

На что указывает этот довод: посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) избегал перемешивания полов (ихтилят) даже путем своих действий. И это указывает на то, что совместное пребывание мужчин и женщин запрещено и в других местах.

В-девятых и в-десятых, передал ат-Табарани в «аль-Му′джам аль-кабир» со слов Ма′кыля ибн Ясара, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если голову одного из вас пронзят железной иглой, это будет лучше для него, чем прикоснуться к женщине, которая ему не дозволена». Сказал аль-Хейсами в «Маджма′ аз-зауаид»: «Передатчики являются передатчиками достоверных сборников». Сказал аль-Мунзири в «ат-Таргыб уа ттархиб»: «Передатчики хадиса являются крепкими».

Также передал ат-Табарани со слов Абу Умамы (да будет доволен им Аллах), что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если человек прикоснется к свинье, запачканной землей и грязной глиной, это лучше для него, чем если его плечо прикоснется к плечу женщины, которая ему не дозволена».

На что указывает этот довод: посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) запретил мужчине прикасаться к женщинам вне зависимости от того, есть ли между ними какая-либо преграда или нет, если эти женщины не относятся к числу его близких родственниц (махрам). Это запрещено, потому что имеет дурное влияние на людей. И именно из-за этой причины запрещено и совместное нахождение (ихтилят).

Если человек поразмыслит над теми доводами, что мы упомянули, то он поймет, что слова о том, что совместное нахождение (ихтилят) не приводит к смуте, являются лишь представлением некоторых людей, а, в действительности, совместное нахождение (ихтилят) приводит к смуте. Именно поэтому шариат запретил совместное нахождение мужчин и женщин, дабы закрыть пути к порче.

Исключением является то, что вызвано крайней необходимостью и сильной нуждой, и касается мест поклонения. Например, такое случается на заповедной территории Мекки и Медины. Мы просим у Всевышнего Аллаха, чтобы Он наставил заблудших мусульман и добавил прямого пути тем, кто следует по прямому пути, и направил их правителей к совершению благого и отказу от порицаемого, и к тому, чтобы они хватали за руки глупцов. Поистине, Он – Слышащий, Близкий и Отвечающий! Пусть Аллах благословит Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!


ФЕТВА О НОШЕНИИ НИКАБА (ИБН ′УСЕЙМИН)

Вопрос: в последнее время в среде женщин распространилось такое явление, которое привлекает взоры и именуется никабом. Но суть в этом явлении не в ношении никаба, а в том, как именно его стали носить женщины. Раньше никаб полностью скрывал лицо женщины, за исключением глаз, затем никаб стал постепенно меняться, и вместе с глазами стала виднеться часть лица, что вызывает смуту. А, особенно, если учесть то, что многие женщины, носящие никаб, красят глаза. И когда женщинам начинают указывать на эту проблему, они отвечают, что вы, о уважаемый шейх, дали фетву о том, что основа в таких вещах – дозволенность. Мы надеемся, что вы разъясните этот вопрос подробнее. Пусть Аллах воздаст вам благом!

Ответ:

Нет сомнений в том, что никаб был известен во времена пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Женщины носили никаб, на что указывают слова пророка (да благословит его Аллах и приветствует), обращенные к женщине, которая находится в состоянии ихрама (совершает паломничество): «Такая не должна носить никаб!». Это указывает на то, что ношение никаба в то время было обычаем женщин. Но в наше время мы не даем фетву о дозволенности ношения таких никабов. Мы считаем, что это запрещено, ибо это постепенно приводит к тому, что не является дозволенным. И мы видим доказательства этому из того, что говорит спрашивающий. Именно поэтому мы не даем фетву ни одной женщине о дозволенности никаба в наши дни. Напротив, мы говорим, что это запрещено. Женщина должна остерегаться своего Господа в этом и не должна носить никаб, ибо это открывает врата к злу, которые потом невозможно закрыть.

Примечание от Bayt al-Magrifa: эта фетва может показаться странной или непонятной для русскоязычного читателя, который не знаком с реалиями Саудовской Аравии. Такой читатель может не понять, почему ученые запрещают женщинам ношение никаба. Это недопонимание возникает из-за того, в каких реалиях живем мы, ибо в наших странах ношение никаба, напротив, считается одним из лучших видов женской одежды, ибо мало кто из женщин скрывает своё лицо.

Следует заметить, что шейх Ибн ′Усеймин (да помилует его Аллах) под термином «никаб» имеет в виду такой никаб или вуаль, через которые видны глаза женщины и часть её носа. Вероятно, вы могли видеть это на картинках в течение своей жизни. Шейх жил в очень богобоязненном обществе, где даже такое открытие глаз и носа считалось порицаемым явлением, ибо основная часть женщин ходила с полностью закрытым лицом, и никто не видел даже их глаз. Именно поэтому ученые, жившие в таком обществе, были очень строгими в своих фетвах, ибо боялись, что постепенно может распространиться зло и женщины постепенно к придут к полному открытию лица. Потому не удивляйтесь данной фетве.


ФЕТВА О НОШЕНИИ БРЮК (ИБН ′УСЕЙМИН)

Вопрос: каково суждение религии относительно ношения брюк, которые распространились среди женщин в последнее время?

Ответ:

Перед тем, как ответить на этот вопрос, я обращаюсь с советом к верующим мужчинам, чтобы они смотрели за сыновьями, дочерями, женами, сестрами и другие членами семьи, которые в их власти, и чтобы они остерегались наказания Всевышнего Аллаха в отношении своей паствы, и чтобы они не давали женщинам полную свободу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о женщинах: «Из тех, кому недостаёт ума и кто неполностью (выполняет свои) религиозные обязанности, не видел я никого, кто был бы способен заставить благоразумного мужчину лишиться разума в большей мере, чем любая из вас». (аль-Бухари и Муслим).

Я считаю, что мусульмане не должны следовать за этой модой, представляющей собой различные одежды, которые привозят к нам оттуда и отсюда. Многие из этих одежд не соответствуют исламскому облику, который призван полностью скрыть женщину от чужих глаз. Напротив, речь идёт о коротких одеждах или слишком узких одеждах, или слишком тонких тканях. Сюда же относятся брюки (и другие одежды), которые очерчивают ноги женщины, её живот, талию, грудь и т. п. Женщина, которая носит такую одежду, попадает под достоверный хадис, в котором сказано: «(Представителей) двух видов обитателей Огня не вижу я (ныне среди членов моей общины: мужчин) с плетьми, подобными бычьим хвостам, которыми они избивают людей, и женщин, являющихся (одновременно) и одетыми, и обнажёнными, отклоняющимися и отклоняющими, головы которых подобны свисающим горбам длинношеих верблюдов. (Такие женщины) не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, (хотя) благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то и таком-то расстоянии». (Передал Муслим).

Я советую женщинам-мусульманкам и их мужчинам остерегаться наказания Всемогущего и Великого Аллаха и стремиться к исламской одежде, скрывающей тело, и не тратить своё имущество на покупку подобных запретных одеяний.


ФЕТВА О НОШЕНИИ АБАИ, СВИСАЮЩЕЙ С ПЛЕЧ (ИБН ДЖИБРИН)

Вопрос: среди мусульманок распространилось опасное явление, а именно некоторые женщины начали носить абаю, свисающую с плеч, причём голову они покрывают, просто накидывая на неё часть этой абаи. К тому же эта абая сама по себе уже является украшением. Она прилегает к телу, описывает грудь и другие части тела. Женщины носят такую одежду, следуя моде. Каково суждение религии о такой одежде? Относится ли она к шариатскому хиджабу? Можно ли отнести к такой одежде хадис пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «(Представителей) двух видов обитателей Огня не вижу я (ныне среди членов моей общины)…»? Дайте нам фетву, и пусть Аллах вознаградит вас!

Ответ:

Аллах повелел верующим женщинам скрывать себя и носить полноценный хиджаб. Всевышний Аллах сказал: «О пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала [джильбабы]». (Сура «аль-Ахзаб», аят 59). Джильбаб – это накидка, в которую женщина оборачивается и скрывает ею свою голову и всё своё тело. И подобно этому то, что известно как машлях или абая. Основа в том, что она надевается на голову и, спускаясь с головы, скрывает всё тело. Женщина носит абаю, чтобы скрыть себя и чтобы другие (посторонние мужчины) не могли смотреть на неё. Всевышний Аллах сказал: «Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и так их не подвергнут оскорблениям». (Сура «аль-Ахзаб», аят 59). И нет сомнений в том, что открытие головы или плеч привлекает взоры мужчин. И если женщина будет носить абаю, свисающую с плеч, (а не с головы), то в этом будет уподобление мужчинам. К тому же так она показывает свою голову, шею и форму плеч, а также спину, грудь и т. д. Это становится причиной смуты и обращения к ней взоров. Это становится причиной того, что рядом с ней будут находиться люди, желающие зла, даже если сама она является целомудренной.

А, значит, не разрешается женщине носить абаю, свисающую с плеч, (а не с головы), ибо это заключает в себе порицаемые явления. И есть опасность, что такая женщина будет попадать под хадис, который был упомянут. Речь идёт о словах пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «(Представителей) двух видов обитателей Огня не вижу я (ныне среди членов моей общины)…» и до его слов: «…и женщин, являющихся (одновременно) и одетыми, и обнажёнными, отклоняющимися и отклоняющими, головы которых подобны свисающим горбам длинношеих верблюдов. (Такие женщины) не войдут в Рай и не ощутят его благоухания…».

А Аллах знает лучше!


ФЕТВА ОБ ОБНАЖЕНИИ ЛИЦА (ИБН ′УСЕЙМИН)

Вопрос: что такое шариатский хиджаб?

Ответ:

Шариатский хиджаб заключается в том, что женщина скрывает то, что ей запрещено показывать. Или же можно сказать: скрывает то, что обязана скрывать. И самое важное и первоочередное в шариатском хиджабе – это сокрытие лица, ибо лицо – это место возникновения искушения и место возникновения желания. Женщина обязана скрывать своё лицо от тех мужчин, которые не являются её близкими родственниками. Некоторые люди думают, что шариатский хиджаб – это скрытие головы, шеи, груди, стоп, голеней и локтей, но при этом разрешают женщине показывать своё лицо и кисти рук, но это – одно из самых удивительных мнений, ведь всем известно, что место возникновения искушения и желания – это лицо. Как можно сказать, что шариат запрещает женщине обнажать стопы, но разрешает ей показывать лицо?! Такого не может быть в великом и мудром шариате, который чист от противоречий.

Каждый человек знает, что искушение, связанное с открытием лица, гораздо опаснее, чем искушение, к которому приводит обнажение стоп. Каждый человек знает, что причина возникновения желания со стороны мужчин к женщинам – это лицо. Именно поэтому, если человек сватается к девушке, а ему говорят: «У нее очень некрасивое лицо, однако у нее очень красивые стопы», то он отказывается от сватовства. Если же ему скажут: «У нее красивое лицо, однако у нее на руках (или на ладонях, или на ногах, или на голенях) есть определенные недостатки», то он приходит и сватается. Отсюда мы понимаем, что лицо – это самое важное, что женщина обязана скрывать.

И здесь есть доводы из Книги Аллаха и Сунны Его пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а также слова сподвижников и слова имамов ислама, которые указывают на то, что женщина обязана скрывать всё своё тело целиком от тех мужчин, которые не относятся к числу её близких родственников, и также указывают на то, что она обязана скрывать от таких мужчин и своё лицо. Но в этом месте я не стану упоминать всё это. А Аллах знает лучше!


ФЕТВА ОБ УЗКОЙ И ОТКРЫТОЙ ОДЕЖДЕ (ИБН ′УСЕЙМИН)

Вопрос: в последнее время на свадебных мероприятиях мы видим, что некоторые женщины начали носить одежды, которые не являются привычными для нашего общества. Они аргументируют тем, что носят такие одежды только среди женщин. Речь идёт об узких одеждах, которые очерчивают грудь и спину. Среди этих одежд есть и такие, у которых, например, есть разрезы до колена. Каково суждение религии о ношении такой одежде? И что делать опекуну женщины в таком случае?

Ответ:

Пришло в достоверном сборнике Муслима со слов Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «(Представителей) двух видов обитателей Огня не вижу я (ныне среди членов моей общины: мужчин) с плетьми, подобными бычьим хвостам, которыми они избивают людей, и женщин, являющихся (одновременно) и одетыми, и обнажёнными, отклоняющимися и отклоняющими, головы которых подобны свисающим горбам длинношеих верблюдов. (Такие женщины) не войдут в Рай и не ощутят его благоухания, (хотя) благоухание его непременно будет ощущаться уже на таком-то и таком-то расстоянии».

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «…являющихся (одновременно) и одетыми, и обнажёнными…». То есть на них есть одежда, но она не соответствует тому, что женщина обязана скрывать. Иначе говоря, она либо является короткой, либо тонкой, либо узкой. Именно поэтому передал имам Ахмад в своём «Муснаде», что Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах им и его отцом) рассказывал: «Однажды посланник Аллаха облачил меня в одежду, а я подарил её своей жене. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спросил меня: «Почему ты не носишь ту одежду, (которую я дал тебе)?». Я ответил: «Я подарил её своей жене». Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Скажи ей, чтобы носила под ней другую одежду, ибо я боюсь, что та одежда, (которую я дал тебе), будет описывать форму её тела!»».

Сюда также относится обнажение того, что выше груди, ибо это противоречит тому, что повелел Всевышний Аллах, когда сказал: «…и чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала [джильбабы]». (Сура «аль-Ахзаб», аят 59). Сказал аль-Куртуби в своём толковании Корана: «Речь идёт о том, что женщина опускает на себя свой платок (химар), чтобы скрыть им свою грудь». Затем он упомянул предание со слов ′Аиши о том, что Хафса, дочь её брата, то есть дочь ′Абд ур-Рахмана, который был сыном Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими всеми, однажды вошла к ней в такой одежде, которая не скрывала должным образом её шею. Тогда ′Аиша порвала эту одежду и сказала: «Нужно носить плотную одежду, которая скрывает (тело)».

То же самое касается той одежды, у которой есть разрезы снизу, если под этой одеждой нет другой одежды. Если, например, под такой одеждой есть другая одежда, которая скрывает тело, то в этом нет ничего греховного, если только эта одежда не подобна мужской одежде. Если она подобна мужской одежде, то она также будет запретной по причине запрета уподобляться мужчинам.

Опекун женщины должен запрещать все запретные виды одежды. Он должен запрещать ей выходить из дома наряженной или умащенной благовониями, ибо он является её опекуном и он будет спрошен за неё в День Воскресения – в тот день, когда одна душа ничем не сможет помочь другой душе, и не будет приняты ходатайства, и когда нельзя будет откупиться и когда им не будет оказана поддержка.

Пусть Аллах направит нас всех к тому, что Он любит, и к тому, чем Он доволен!


ФЕТВА ОБ ОБНАЖЕНИИ ЛИЦА ПЕРЕД СЛУГОЙ ИЛИ ВОДИТЕЛЕМ (ИБН БАЗ)

Вопрос: можно ли выходить навстречу слугам и водителям? Считаются ли они посторонними мужчинами? Дело в том, что моя мать требует от меня, чтобы я выходила перед слугами, ограничиваясь тем, что просто накину на себя шарф. Наша чистая религия единобожия велит нам не ослушаться велений Всемогущего и Великого Аллаха. Разрешает ли она подобное?

Ответ:

Водитель и слуга подобны остальным мужчинам. То есть женщина должна скрывать себя от них, если они не относятся к числу её близких родственников. Запрещено обнажать перед ними лицо и оставаться с ними наедине, ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пусть мужчина ни в коем случае не остается наедине с женщиной, ибо в таком случае шайтан будет с ними третьим!». Также доводы являются общими и указывают на обязательность хиджаба, и запрещают женщине наряжаться и открывать своё лицо перед посторонними мужчинами. Запрещено подчиняться матери или кому бы то ни было в том, что является ослушанием Аллаха.

Также рекомендуем...

6 комментариев

  1. Аватар Ummsalimsaid:

    Ас алейкум ва рахматуЛлахи ва баракату
    Джазакаллаху хайран!
    За вши труды
    За полезные статьи!

  2. Аватар Муавия:

    Баракаллаху фикум как же я вас полюбил из за того что черпаю отсюда знание.

  3. Аватар Ильсур:

    ДжазакаЛлаху Хайран. Пусть Всевышний Аллах наградит вас за ваши труды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *