Фикх финансовых отношений — 1

Фикх финансовых отношений (1) 

Правила фикха cвязанные с торговлей 

 

Учебный курс

Его чести шейха профессора доктора Сулеймана ар-Рухайли, профессора кафедры фетв Исламского университета и преподавателя в Мечети Пророка в Лучезарной Медине.

Прочитано в городе Шарджа — в Университете праведных предшественников

Предисловие

Вступительное слово

Хвала Аллаху, Господу миров. Благословения и мир самому благородному из пророков и посланников нашему пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам. А затем:

Исходя из послания Департамента по делам по Ислама и для реализации его задач по распространению шариатских постановлений, поощрению научных исследований в области шариатских наук и сохранению подлинного исламского наследия, рады представить вам научное издание под названием:

Фикх финансовых отношений

Его целью является донесение шариатских постановлений о финансовых отношениях через правила фикха и научные нормы, которые позволят ученому, муфтию и приобретающему знанию выносить точные суждения по финансовым вопросам, особенно новым из них.

Эта научная работа по своему происхождению является учебным курсом, проводившимся департаментом для студентов и всех желающих, который читал его честь шейх доктор Сулейман ар-Рухайли, профессор кафедры фетв Исламского университета и преподаватель в Мечети Пророка в Лучезарной Медине. Мы просим Всевышнего Аллаха принести пользу посредством этого издания и вознаградить наших правителей благом за то, что они делают на службе Исламу ради распространения его чистого учения. Также мы просим Всевышнего сохранить безопасность в государстве Объединенные Арабские Эмираты и упрочить его стабильность, и хвала Аллаху, Господу миров.

Отделение проповедей


Предисловие его чести шейха Сулеймана ар-Рухайли

Поистине, вся хвала Аллаху, которого мы восхваляем и у которого просим прощения. Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла наших душ и наших дурных дел. Того, кого Аллах повел прямым путем, того никто не собьет, а того, кого Он сбил, никто не поведет прямым путем. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»[1]

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами».[2]

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха».[3]

А лучший рассказ — это Писание Аллаха, а лучшее руководство — это руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. А худшие из дел — это новоизобретенные дела. Каждое новоизобретенное дело — это новшество, каждое новшество — это заблуждение, а каждое заблуждение в огне.

А затем. Наша исламская религия, являющаяся всеобъемлющей и полной, указывает нам на все виды блага и предостерегает ото всех видов зла. Если мусульмане обучатся своей религии и станут поступать в соответствии с ней, то они заживут благой жизнью. Мусульмане сегодня очень сильно нуждаются в обучении и напоминании. Особенно это касается темы финансов, с которыми связано множество людей, тогда как в современном мире увеличилось количество запретного в этом вопросе, а знание людей о шариатских постановлениях уменьшилось. Поэтому Департамент по делам Ислама Шарджы во главе с шейхом Сакром ибн Мухаммадом аль-Касими, да окажет Аллах ему содействие, решил провести учебные курсы по современным финансовым отношениям. Мы решили разделить программу курсов на три части:

Первый курс, посвященный основам и правилам, на которых основываются финансовые отношения в общем, и в наше время в частности.

Второй курс, посвященный разъяснению и подробному разбору основы запретных отношений в современных финансовых отношениях, а это — ростовщичество.

Третий курс, посвященный изложению наиболее актуальных вопросов современных торговых отношений.

Хвала Аллаху, мы закончили первую и вторую часть и вот-вот закончим третью. Благодаря стараниям главы Департамента по делам Ислама, да окажет Аллах ему содействие, на пользу мусульман, был расшифрован и распечатан аудиоматериал прочитанных курсов, и вот он уже в руках читателей. Мы просим Аллаха, чтобы Он увеличил ему благословения, и чтобы сделал меня, его и наших читателей ключами к благу и замками от зла. И да благословит Аллах нашего Пророка и приветствует его миром.


[1] Сура «Семейство Имрана», аят 102.

[2] Сура «Женщины», аят 1.

[3] Сура «Сонмы», аят 70-71.

Первый урок

Первый урок

Вступление, посвященное финансовым отношениям

Поистине, вся хвала Аллаху, которого мы восхваляем, у которого просим помощи и у которого просим прощения. Мы прибегаем к Аллаху за защитой от зла наших душ и наших дурных дел. Того, кого Аллах повел прямым путем, того никто не собьет, а того, кого Он сбил, никто не поведет прямым путем. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме одного Аллаха, у которого нет сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммад Его раб и посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (сура «Семейство Имрана», аят 102). «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (сура «Женщины», аят 1).  «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (сура «Сонмы», аят 70-71).

А затем. Лучший рассказ — это Писание Аллаха, а лучшее руководство — это руководство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. А худшие из дел — это новоизобретенные дела. Каждое новоизобретенное дело — это новшество, каждое новшество — это заблуждение, а каждое заблуждение в огне.

Затем, я приветствую всех приобретающих знание в этом собрании и прошу Аллаха, всемогущ Он и велик, принести посредством него пользу в день встречи с Ним, свят Он и возвышен.

О достойнейшие люди! Поистине, знание относится к обязанностям и обрядам религии, и посредством него человек приобретает почет.

Знай же, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Приобретение знания является обязательным для каждого мусульманина» (Ибн Маджа).

Слова «…для каждого мусульманина» включают в себя как мужчин, так и женщин, на которых возложено исполнение религиозных обязанностей. Для мусульманина является обязательным обучаться тем вопросам религии, которые являются ее основой, и нет для него оправдания в отказе от их изучения.

Основы вероубеждения, основы религии и знание о правильном совершении религиозных предписаний, возложенных на каждого человека, являются обязательными для изучения мусульманином. А что касается дополнительного знания, то его изучение является желательным для отдельно взятого мусульманина и коллективной обязанностью для общины в целом.

Знание является почетом для его обладателей. Да и как ему не быть почетом, если распространение знания было миссией пророков, а после них стало миссией достойнейших людей. Поэтому Аллах, всемогущ Он и велик, сделал его причиной возвышения: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура «Препирательство», аят 11). Тот, кого Аллах, свят Он и возвышен, возвышает, того никто не унизит. Это и есть истинное возвышение. «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал…» Условием возвышения является наличие веры, а затем знание. То есть знание не приносит пользы без веры.

А что касается того, чьему знанию не сопутствует вера, то, несомненно, он не достигнет истинного возвышения, даже если и возвысится в глазах людей. «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание». То есть возвышает не на одну степень, а на множество. Аллах, всемогущ Он и велик говорит: «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Толпы», аят 9). Нет, клянусь Аллахом, они не равны ни деяниями, ни степенью, ни положением. Деяние ученого не таково, как деяния других людей. Страх ученого перед Аллахом не таков, как страх других людей. Достоинство ученого не таково, как достоинство других людей.

Поэтому, когда перед Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, упомянули ученого и поклоняющегося, он сказал: «Превосходство ученого над поклоняющимся подобно моему превосходству над самым низким из вас» (ат-Тирмизи). Какая огромная разница между достоинством ученого и достоинством других людей! Ученый поклоняется Аллаху на основании знания, и его деяние принимается. Страх перед Аллахом растет в сердце пропорционально знанию. «Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (сура «Ангелы», аят 28). С увеличением знания увеличивается и страх перед Аллахом. Поэтому из этого аята следует, что к показателям полезного знания относится страх перед Аллахом в сердце. Полезное знание вызывает в сердце его обладателя страх перед Аллахом, будь то знание о именах и качествах Аллаха или знание о шариатских законоположениях. А если человек обнаружит, что он учится и учится, а страх перед Аллахом в его сердце не увеличивается, то пусть он остановится и попытается разобраться в самом себе. Причина может быть либо в нем самом, либо в его учителе, либо в том, чему он обучается. Пусть он разберется в себе и посмотрит на положение учителя и на то, чему он обучается.

Все благо, его начало и конец, содержится в знании. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Кто вышел в путь в поисках знания, тому Аллах облегчит путь в Рай. Поистине, ангелы осеняют своими крыльями ищущего знания в знак довольства тем, что он делает. Превосходство ученого над поклоняющимся подобно превосходству луны над остальными небесными телами. И, поистине, за ученого просят прощения те, кто в небесах, и те, кто на земле, и даже киты в море. Поистине, ученые наследники пророков, а пророки оставляют в наследство не динары и не дирхемы, а знание, и кто получит его, тому достанется богатый удел».[1]

Обратите внимание также на то, что приобретение знания нуждается в скромности. Высокомерный никогда не получит знания. Знание приобретается со скромностью, подобно тому, как более низкий по положению просит у того, чье положение выше. Он выходит в путь со скромностью, ища возможности приобрести знания.

Затем обратите внимание: ««Кто вышел в путь в поисках знания, тому Аллах облегчит путь в Рай». Сюда входит всякое полезное знание. Его достоинство и награда в том, что Аллах, всемогущ Он и велик, облегчит ради него путь в Рай. Это значит, что знание само по себе является добродетелью и наградой и вдобавок указывает на добродетель и награду. Оно само по себе является благим деянием и причиной вхождения в Рай, а затем оно указывает на другое благое деяние, которое приведет в Рай.

Ангелам известно достоинство приобретающего знания, и поэтому они осеняют его своими крыльями, проявляя довольство тем, что он делает. Знание дает почет людям пропорционально тому, сколько они постигли из него. Не происхождение, не деньги, не должность, а только количество приобретенного знания. Поэтому ангелы осеняют приобретающего знания своими крыльями лишь по одной причине, а это: «довольство тем, что он делает».

В другом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Добро пожаловать приобретающему знания! Поистине ангелы осеняют приобретающего знания крыльями, а затем становятся друг на друга пока не достигают нижнего неба, из любви к тому, что он делает».[2] Это что касается приобретения знания, а когда человек постигнет знание, он достигает еще большего достоинства.

Поистине, за ученого просят прощения те, кто в небесах, и те, кто на земле, и даже киты в море. Поистине, Аллах, Его ангелы, обитатели небес и обитатели земли, и даже муравей в своей норке и кит в море благословляют обучающего людей благу.

Аллах упоминает знающего о благе и обучающего благу в высшем обществе. Ангелы просят за него прощения и все, кто на небесах и на земле, просят за него прощения, и даже муравей в своей норке и кит в море. Обратите внимание: муравей относится к обитателям суши, к самым маленьким из их числа. А кит относится к обитателям моря, к самым большим из их числа. Это описание включает в себя всех животных, которые находятся между двумя этими существами из числа обитателей суши и обитателей моря.

Поэтому обладатели достоинства узнаются по их отношению к ученым. Как бы ни был для тебя привлекателен человек, и каким бы величием он ни обладал в этом мире, его достоинство узнается по его отношению к ученым блага, ученым Сунны. Если он любит их, отзывается за них с похвалой, старается защищать их, значит он из числа обладателей достоинства. Если же он сплетничает о них, порочит их, ненавидит их, отдаляется от них, значит в нем есть какое-то зло, которое приводит его к этому.

«Поистине, ученые наследники пророков…» Как известно, когда человек умирает, ему наследуют его близкие родственники. Поэтому обладатели знания утверждают, что самыми близкими из людей к пророкам являются ученые, во главе которых сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потому что это они наследуют пророкам.

Когда человек умирает, ему наследует его близкий родственник. А наследство нашего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, все еще здесь. Это то знание, которое он оставил. Но это не значит, что каждый, кто взял книгу или учился у шейха, получил наследство Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Это наследство получает лишь тот, кто приобретает знание именно из того, что оставил Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и это великое достоинство.

И если достоинство знания велико, то его условия благородны, а его вес тяжел. Условия знания:

Первое условие: искренность перед Аллахом, всемогущ Он и велик. Мусульманин должен утвердить в своем сердце, что он приобретает знание для того, чтобы принести пользу посредством него себе и другим, стремясь к Лику Аллаха, свят Он и возвышен. Знание — это поклонение, и его условием является искренность перед Аллахом, свят Он и возвышен. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго предостерегал от того, чтобы сердце уклонялось в сторону в этом вопросе. Он сказал: «Первыми людьми, с которым произведут расчет в Судный день будут трое…». В их числе: «Человек, который приобрел знание и читал Коран. Его приведут и напомнят о данной ему милости, и он признает это. Его спросят: «Что ты делал с этим?» Он скажет: «Я получил знание и читал ради Тебя Коран» Ему скажут: «Ты лжешь! Ты получал знания, чтобы тебя считали ученым, и читал Коран, чтобы тебя считали чтецом, и это уже произошло». Затем будет приказано, чтобы его поволокли лицом вниз и бросили в огонь».[3]

Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стремившийся к приобретению такого знания, которого следует искать ради Лика Аллаха, только для того, чтобы благодаря этому знанию добиться осуществления какой-нибудь из мирских целей, в Судный день не ощутит благоухания Рая».[4]

Второе условие: деяния. Если то, чему обучился человек, является обязательным, то и деяние в соответствии с этим обязательно, а если нет, то и деяние соответственно не обязательно. И вес знания тяжел, поэтому его приобретение нуждается в долгом терпении. Высокомерному не достанется знания, как мы уже говорили ранее. Также оно не достанется нетерпеливому и торопливому, у которого нет терпения. Такому не достанется знание, потому что знание тяжело. Когда человек сидит в кружке, он нуждается в старании, нуждается в терпении, нуждается в концентрации внимания. Мало кто может вытерпеть это. Поэтому, если вы посмотрите на собрания знания, то увидите, что в них мало посетителей. А если посмотрите на собрания веселья, которые восхищают и не утомляют, то обнаружите много посетителей. Знание тяжело и требует великого терпения. Терпения для его посещения и терпения для внимательного слушания. Ведь дело не в том, чтобы ты присутствовал на нем, а в том, чтобы твое сердце присутствовало при этом. Знание — это напоминание и необходимо присутствие сердца: «Воистину, в этом заключено напоминание для тех, у кого есть сердце, кто прислушивается и присутствует при этом» (сура «Каф», аят 37). Терпение необходимо также для того, чтобы присутствовать постоянно, чего лишены многие люди. Поэтому вы можете увидеть у многих, кого сегодня называют «приобретающими знания», конспекты по начальным книгам. Они ходят на первые уроки и конспектируют их. Затем у них кончается терпение, и они оставляют уроки и прекращают учиться, так и не приобретя знания. Они не приобрели знания, потому что у них не хватило терпения. Также необходимо терпение в взаимоотношениях с шейхом, с людьми и т.д.

Тот, кто торопится, хочет стать ученым за один-два месяца или один-два года. Он не проявляет терпения, а ведь знание требует, чтобы человек не торопился. Пусть он радуется тому, что получил, и не торопится стать ученым, зная, что он пребывает в благе, и стремясь увеличить знание.

Нет сомнения в том, что понимание религии относится к признакам блага для этой общины. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. говорит: «Тому, кому Аллах желает блага, Он дает понимание религии».[5] То есть к признакам того, что Аллах желает блага для человека, относится то, что Он дает ему понимание религии.

Понимание религии — это когда раб имеет правильное намерение, приобретает достоверное знание, имеет здоровые убеждения и совершает праведные деяния. Таково было толкование предшественниками понимания религии. То есть, раб должен иметь правильное, искреннее намерение, приобретать достоверное знание, иметь здоровые убеждения и совершать благие деяния. Тогда человек будет знать свои права и обязанности и исполнять их.

Нет сомнения в том, что к видам такого понимания относится познание шариатских законоположений. Это называется фикхом и является похвальным. Также нет сомнения в том, что духом фикха и его великой опорой является довод. Фикх получает свое достоинство, величие и почет посредством довода. Каждое достоверное знание должно быть основано на доводе из Корана и Сунны или на доводах, на которые указывают Коран и Сунна. Подобное является духом фикха и его величайшей основой. Доводы в религии Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, — это корабль спасения и успеха. Полезное знание — это то знание, которое основано на доводах.

Нет сомнения в том, что непосредственно в фикхе мы больше нуждаемся во многих доводах, потому что в фикхе много разногласий. Волны мнений бьются в нем друг об друга. А спасением является ухватится за довод, который предоставляет человеку наилучшее понимание, а это понимание праведных предшественников. Тот, чье понимание доводов соответствует пониманию праведных предшественников, достиг великого блага.

Если мы посмотрим на наших авторитетных имамов, подобно четырем имамам, то обнаружим, что их фикх был фикхом довода, и что они берегли и возвеличивали довод. Они в один голос заявляли об отказе любого мнения, противоречащего доводу, даже если это было их собственное мнение. Поэтому имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Люди единодушны в том, что тот, кому стало ясной сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не должен отказываться от нее ради чьего-либо мнения, кем бы тот не был».

Слова «Люди единодушны…» указывают на большую степень единодушия во мнении, чем слова «Ученые единодушны…»

««Люди единодушны в том, что тот…» «Тот» означает «любой человек», будь он ученым или учеником, тем, кто следует, или тем, за кем следуют.

«… тот, кому стало ясной сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не должен отказываться от нее ради чьего-либо мнения, кем бы тот не был». Успеха в фикхе добьется тот приобретающий знания, который выбирает из мнений ученых то, что, по его мнению и пониманию, соответствует доводу. Затем он знает, что те имамы, которые, по его мнению, противоречат доводу, являются муджтахидами, у которых есть оправдание и которым в любом случае полагается награда. Ему известно о достоинстве ученых, но известно и о положении довода. Он не отказывается от довода ради чьего-либо достоинства, но при этом не должно умаляться достоинство его обладателей под предлогом поддержки довода. Есть две группы ошибающихся в этом вопросе:

— Группа, пренебрегающая имамами и порочащая признанных ученых, аргументируя это поддержкой довода. Их намерение хорошо и любовь к доводу прекрасна. Однако они ошибаются в том, что умаляют достоинство ученых общины.

— Группа, признающая вес довода пропорционально его соответствию мнению их имама. Один из них даже сказал: «Каждый аят или хадис, противоречащий нашему мазхабу требует соответствующего толкования или является отмененным. Предпочтительней же давать ему соответствующее толкование. О Коране и Сунне судят в соответствии с мазхабом, а о мазхабе не судят в соответствии с Кораном и Сунной».

Обе эти группы ошибаются, а успеха достигают те рабы Аллаха, которые признают достоинство авторитетных имамов Ислама и их положение, защищают их честь и берут то из их мнений, что соответствует доводу.

Однажды я вел диспут с одним из фанатичных приверженцев мазхабов, и он сказал: «Вы не признаете достоинства имамов, потому что говорите, что принимаете только то, на что указывает довод». Я ответил ему: «Хвала Аллаху, для нас нет ни одного имама из числа признанных имамов Ислама, которого бы мы оставили. Поэтому ты можешь увидеть, что мы принимаем мнение Абу Ханифы, да смилуется над ним Аллах, потому что на него указывает довод. Можешь увидеть, что мы принимаем мнение имама Малика, да смилуется над ним Аллах, потому что на него указывает довод. Можешь увидеть, что мы принимаем мнения имама муталлибита аш-Шафии, потому что на него указывает довод. Можешь увидеть, что мы принимаем мнение имама Ахмада ибн Ханбаля, потому что на него указывает довод. Однако предоставь мне хотя бы одно ваше мнение, которое показывало бы ваше признание одного из трех имамов, кроме вашего имама», и тогда он замолчал.

Рассказывают, что один простолюдин решил жениться, и шейх, который присутствовал при заключении брака, сказал ему: «Скажи: «Я принимаю такую-то в жены согласно мазхабу Абу Ханифы ан-Нумана»». Тот юноша из числа простолюдинов сказал: «Я принимаю такую-то в жены». Шейх сказал: «Скажи: «Согласно мазхабу Абу Ханифы ан-Нумана»». Тот ответил: «Нет, нет. «Я принимаю такую-то в жены» — этого достаточно». Шейх сказал: «Нет, такой брак недействителен. Необходимо, чтобы ты сказал: «Согласно мазхабу Абу Ханифы»». Тогда юноша спросил его: «Хорошо. А как же стал действительным брак отца Абу Ханифы, ведь он не был заключен согласно мазхабу Абу Ханифы?!»

Фанатизм является бедой, и принижение достоинства ученых является бедой. Приверженцы истины же находятся посредине между двумя этими группами. Они признают достоинство ученых и авторитетных имамов и принимают то, на что указывает довод. Нет сомнения, что именно так и завещал поступать Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во время разногласий. Он сказал: «Тот из вас, кто будет жить после меня, увидит много разногласий. Вам же следует держаться моей Сунны и сунны праведных и ведомых прямым путем халифов. Ухватитесь за нее коренными зубами. И вам следует остерегаться новоизобретенных дел, потому что каждое новоизобретенное дело является новшеством в религии».[6] Когда появляются разногласия следует вернутся к доводу и принять то, на что он указывает.

Если будет угодно Аллаху, всемогущ Он и велик, в рамках этого курса мы изучим правила торговли или, как это еще называют, финансовых отношений. Нет сомнения в том, что фикх торговли — это очень важный раздел фикха, потому что ни один дееспособный человек не избавлен от торговых взаимоотношений. Невозможно себе представить, чтобы человек прожил в этом мире ни разу что-либо не продав или не купив. Торговля необходима, и она является всеобщей потребностью, поэтому необходимо изучать связанный с ней фикх.

Лучшим способом упорядочить фикх является установление общих правил. Тому, кто упорядочит фикх посредством общих правил, будет легко разобраться и с частными случаями. Тот же, кто будет рассматривать частные случаи по отдельности, не смотря на общие правила, рискует забыть то, что он прочитает. Поэтому всегда, когда читаете книги по фикху, обращайте внимание на первое правило, которое вы прочитали в соответствующем разделе, чтобы знать, что является основой в этом для ученых. Если вы читаете раздел, посвященный посуде, то, прежде чем читать отдельные вопросы и их варианты, узнайте, что является основой в отношении посуды для ученых. Установите это общее правило: «Основой в посуде является ее чистота и дозволенность». Все! Эта основа установлена, а теперь читайте отдельные вопросы и фикх станет для вас упорядоченным.

Если будет угодно Аллаху, всемогущ Он и велик, мы попытаемся упорядочить тему торговли посредством упоминания ее правил. При этом, если будет угодно Аллаху, мы будем следовать следующей методике:

  • Излагаем правило и указываем на разногласия ученых, если они имели место.
  • Сообщаем о том, какое мнение является предпочтительным, приводя доводы на это.
  • Затем связываем правило с некоторыми вопросами торговли, имеющими место в действительности: как они попадают под действие правила, и как выходят из него.

Затем, если останется время, мы прочитаем то, что написал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия в книгах «Каваиду аль-муамалят» и «Каваиду ан-нурания». Если же нет, то основой, если будет угодно Аллаху, будет то, что мы излагаем правило, затем указываем на разногласия в нем, его общий смысл и доводы на него и связываем его с некоторыми реальными явлениями, имеющими место в современных финансовых отношениях.

Однако прежде, чем мы займемся самими правилами нам необходимо разобрать три понятия:

  1. Правила.
  2. Торговля.
  3. Финансовые отношения.

1. Правила.

Что касается правил, то нам необходимо узнать истинное значение этого слова: что ученые имеют в виду под правилами?

«Правило» (аль-каида) в языке ученых это: «Общее постановление, из которого выводится непосредственно частное постановление фикха более, чем в одном разделе».

Объясним это определение:

«Постановление» (хукм) — это соотношение одного объекта с другим, предполагающее утверждение либо отрицание.

«Такой-то правдив» — это постановление. Я соотнес правдивость с таким-то, при этом он может быть правдивым, а может не быть им. Вот что такое постановление.

Некоторые обладатели знания, говоря о правилах фикха, используют термин «суждение» (кадыя) вместо «постановление»: «общее суждение». Смысл при этом не меняется.

«Общее постановление». Смысл слова «общее» означает, что оно охватывает собой все. «Общие правила фикха» — это те правила, которые возможно применить ко всем частным случаям.

Кто-то может спросить: «Как вы можете использовать слово «общие» для того, из чего есть исключения?» В наших уроках, если будет угодно Аллаху, мы будем говорить о том, что из правил фикха есть исключения.

Мы скажем, что у каждого исключения есть особое качество или что-то, препятствующее ему попасть под действие правила. Таким образом, это правило вообще на него не распространяется.

Пречист Аллах! Этот Шариат справедлив во всем, даже в постановлениях. Наш Господь не делает никакой разницы в постановлении относительно двух одинаковых вещей. Если же мы обнаружим, что в отношении двух вещей выносится разное постановление, то понимаем, что между ними есть разница, даже если на первый взгляд она нам не видна. Шариат справедлив во всем, и если мы находим исключение из правил, то понимаем, что есть какая-то разница, выводящая его из-под действия правила, и таким образом оно изначально не попадало под его действие.

«Общее постановление, из которого выводится непосредственно частное постановление фикха…» То есть постановление о каждом отдельно взятом вопросе фикха.

«Непосредственно» — то есть постановление выводится из самой формулировки правила.

К нам пришел человек и сказал: «О шейх, я взял омовение и совершил полуденный намаз, а когда прозвучал азан на предвечерний намаз, у меня возникли сомнения: не нарушилось ли мое омовение. Однако я не стал делать новое омовение и совершил намаз. А теперь шайтан стал наущать меня, внушая мне, что я совершил предвечерний намаз без омовения. Действителен ли мой намаз?»

Я говорю ему: «Да, твой предвечерний намаз действителен, потому что «убеждение не устраняется сомнениями». Ты убежден в том, что взял омовение, но сомневаешься в том, нарушилось оно или нет». «Убеждение не устраняется сомнением» — мы выводим постановление фикха по частному случаю непосредственно из самой формулировки правила.

Когда мы говорим: «Непосредственно», — мы хотим показать разницу между «правилами фикха» и «основами фикха» (усуль аль-фикх). Из основ фикха нельзя вывести постановление фикха непосредственно.

То есть, если ко мне придет человек и скажет: «О шейх, каково постановление относительно отпускания бороды?», я не могу ему сказать: «Уважаемый брат, отпускание бороды обязательно, потому что «повеление указывает на обязательность»». Здесь нет ясности: какая связь между отпусканием бороды и тем, что повеление указывает на обязательность? Я должен ему сказать: «Отпускание бороды обязательно, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал[7]: «Отпускайте бороду», «Берегите бороду», «Уважайте бороду», «Дайте бороде расти». Он сказал это в повелительной форме, а повеление указывает на обязательность».

«Более, чем в одном разделе» — это условие выдвигает лишь часть обладателей знания. То, что относится лишь к одному разделу фикха, они называют «нормой» (дабит), а правилом — то, что относится ко многим разделам.

Когда мы говорим: «Основой в посуде является чистота» — это относится исключительно к разделу посуды. В этом случае некоторые обладатели знания называют это утверждение нормой, а не правилом, потому что оно относится не к более, чем одному разделу фикха.

Итак, если кто-то спросит нас: «Что такое правила фикха? В чем их истинное значение?», мы ответим ему: «Это кратко сформулированные утверждения, включающие в себя постановление фикха, применимое ко многим вопросам».

Правила должны быть кратко сформулировано. Не может быть правило на страницу. Оно состоит из двух-трех слов, полстрочки, строчки или полторы строчки.

«Включающие в себя постановление фикха» — необходимо, чтобы в них содержалось постановление фикха, которое можно услышать и понять: «дела зависят от их целей», «убежденность не устраняется сомнением», «нельзя вредить, и делать то, что может повлечь вред», «вред следует устранять», «обычай принимается в расчет» — здесь содержится постановление, которое понимается сразу, как только мы слышим его.

«Применимое ко многим вопросам» — нет правила, которое бы относилось к одному или двум вопросам. Действие правила распространяется на множество вопросов.

С понятием «правила фикха» связан очень важный вопрос:

«Являются ли правила фикха доводом, на который опираются?»

В этом вопросе мнения ученых разделились:

Некоторые обладатели знания сказали: «Правила фикха не являются доводом, потому что это слова ученых. Они не могут быть доводом сами по себе, если только не являются единодушным мнением всех ученых».

Некоторые же сказали: «Правила фикха являются доводом, потому что их постановления подтверждаются доказательствами».

Представляется очевидным, а Аллаху ведомо лучше, что правила фикха являются доводом. То есть:

Если я требующий знания и ко мне приходит простолюдин с каким-то вопросом, могу ли я опираться на правило фикха, чтобы привести ему шариатское постановление по его вопросу?

Мы скажем, что, как представляется очевидным, а Аллаху ведомо лучше, это разрешено, потому что эти правила относятся к одной из трех категорий:

1) Когда правило взято из шариатских текстов дословно.

Например правило: «Извлечение служит для обеспечения».

Формулировка этого правила фикха взята дословно из хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Ко мне пришел человек и сказал: «О шейх, я купил автомобиль и пользовался им, совершая на нем поездки по стране. Затем я обнаружил в нем дефект и вернул его продавцу. Обязательно ли мне теперь заплатить ему арендную плату за то время, которое я пользовался им? Ведь я вернул ему автомобиль и забрал заплаченные за него деньги. Должен ли я оплатить время пользования им?»

Я отвечаю: «Нет, потому что «извлечение служит для обеспечения»».

«Извлечение» (харадж) — это польза, извлекаемая из вещи. «Служит для обеспечения»: то есть обеспечивает возмещение расходов, связанных с возможными убытками. Когда ты купил автомобиль, кто будет обеспечивать возмещение убытков, если с ним что-то случится? Ты сам. В этом случае ты можешь вернуть только сумму уценки[8] .

До тех пор, пока обеспечение лежит на тебе, извлекаемая выгода тоже принадлежит тебе. Если ты сдашь автомобиль в аренду, то вся плата за нее принадлежит тебе, потому что на тебе лежит обеспечение. Я говорю ему: «Ты не обязан ничего возвращать, потому что «извлечение служит для обеспечения»». Таково правило.

Или ко мне придет человек и спросит: «О шейх, каково постановление относительно курения?»

Я скажу ему: «Курение запрещено, потому что «нельзя вредить, и делать то, что может повлечь вред», а в курении есть вред и то, что может привести к вреду».

На самом деле — это слова из хадиса Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые ученые сделали правилом. Предпочтительнее же и лучше будет привести сам шариатский текст. Например сказать: «Ты не должен ничего возмещать, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Извлечение служит для обеспечения»[9]». Так будет лучше, хотя результат будет тот же самый.

2) Когда правило взято из шариатских текстов по смыслу.

В этом случае оно также пригодно для использования в качестве довода, потому что использование достоверного значения в качестве доказательства дозволено.

Ко мне пришел человек и спросил: «О шейх, можно ли человеку пить воду с намерением, что он пьет вино?».

Я говорю ему: «Не дозволено, потому что «дела зависят от их целей»».

Это правило взято из совокупности шариатских текстов, из их смыслов, и это очень важный вопрос.

Приходит ко мне человек и говорит: «Можно мне жениться с намерением развестись?» Этот пример мы еще рассмотрим, если будет угодно Аллаху, во время разбора одного из правил, о которых мы будем говорить.

Мы говорим: «Нет, нельзя». Даже если большинство ученых сказали, что это можно, мы говорим: «Нет, нельзя. Нельзя тебе жениться с намерением развестись, потому что «дела зависят от их целей», «цели влияют на договора»».

3) Когда правило выводится из умозаключений.

То есть оно основано на исследовании шариатских постановлений, и не имеет отдельного доказательства.

В этом случае оно подобно суждению по аналогии: его не используют в качестве довода, кроме как при отсутствии иного доказательства. Имам аш-Шафии, да смилуется над ним Аллах, говорит: «Суждение по аналогии для факиха подобно мертвечине для того, кто вынужден есть ее». Факиху не дозволено прибегать к суждению по аналогии, если есть шариатский текст. Однако если такой текст отсутствует, суждение по аналогии дозволено. Такое правило используют так же, как используют суждение по аналогии. Если у меня возникает вопрос, я ищу для него отдельное доказательство, а если не нахожу, то использую для его решения правила, основанные на умозаключениях.

Ко мне пришел человек и сказал: «О шейх, я продал дом, а на его участке находится пальма. Пальма приносит плоды, и мы не договаривались о ней во время продажи. Я продал дом, а сейчас хочу забрать эту пальму. Можно ли мне забрать ее?»

Предположим, я не из жителей их страны, и поэтому я спрашиваю его: «По вашим обычаям пальма во дворе дома считается частью домовладения или нет?»

Если она считается частью домовладения, то тебе нельзя забрать ее. Почему?

Потому что «входящее в состав чего-то соответствует ему». Существующее в составе чего-то и носящее одно с ним название, соответствует ему и в шариатском постановлении относительно него. Когда ты продал дом, в состав продажи входила и пальма, и тебе не дозволено забирать ее. Мы отвечаем на этот вопрос так же, как и на подобные ему: «Каждая вещь, существующая в составе другой, соответствует ей в шариатском постановлении в отношении нее, если только нет доказательства на ее исключительность».

Итак, правила фикха подходят для использования в качестве довода, как мы это разобрали.

С правилами фикха связано еще множество вопросов, однако мы ограничимся тем, что нам необходимо.


2. Торговля.

Что такое торговля для ученых? Словарное значение слова торговля (бай): обмен одного на другое.

Таково словарное значение слова «торговля». Ведь торговля была известна до Ислама, и у этого слова есть свое значение в языке. Арабы знали торговлю, как обмен одного на другое, и все, в чем присутствовал обмен, они называли торговлей.

Торговлей называют, как передачу товара, так и его получение. То есть и продажа и покупка называется торговлей. Поэтому в книгах по языку, говорится, что это слово с двумя противоположными значениями. То есть им называют два противоположных явления. Того, кто продает товар, называют «торговцем» (баи), и того, кто покупает товар, называют «торговцем». Говорят: «Я совершил торговлю» (биту) в значении «продал товар», и: «Я совершил торговлю» в значении «купил товар». Оба случая употребления этого слова являются правомерными с точки зрения арабского языка.

Что же касается слова «торговля» в терминологии ученых, то у него имеется множество определений. Я же приведу здесь наиболее точное из них на мой взгляд, а Аллаху ведомо лучше:

Торговля — это: обмен материальных ценностей, даже если они представлены в виде обязательства, или дозволенной пользы на нечто подобное навсегда, при условии, что это не является ростовщичеством или кредитованием.

Объясним это определение:

«Обмен» — это слово предполагает наличие двух сторон. То есть торговля не предполагает покупку человеком чего-то у самого себя, необходимо наличие двух сторон.

«Обмен материальных ценностей»: под «материальными ценностями» мы обычно подразумеваем деньги. Однако для факихов понятие «материальные ценности» включает в себя всякий материальный предмет, имеющий ценность и находящийся в собственности.

Деньги, книга, автомобиль, ручка — все это материальные ценности. Итак, что такое материальные ценности?

«Материальный предмет, имеющий ценность, который может находиться в собственности». Вот что такое материальные ценности.

Итак, если человек меняет один автомобиль на другой — это торговля. Если меняет книгу на тетрадь — это торговля. Если меняет машину на деньги — это торговля.

«Обмен материальных ценностей, даже если они представлены в виде обязательства». Тем самым факихи указывают на то, что предмет торговли:

— может иметься в наличии здесь и сейчас. Например: я продал тебе машину, которая имеется в наличии и находится перед нами.

— может быть представлен в виде обязательства, в котором содержится описание, устраняющее неизвестность и неопределенность. То есть: его нет в наличии здесь и сейчас, но за него ручается его владелец:

  • либо он находится в другом месте. Например: дом в другом городе. Человек говорит, что продает мне дом, который находится в таком-то месте и обладает такими-то и такими-то характеристиками.
  • либо он еще не существует, но появится в будущем. Это называется «торговлей по предзаказу» (бай ас-салям), при которой продаваемый товар представлен в виде описания в договоре об обязательстве.

Итак, предмет торговли:

  1. либо имеется в наличии здесь и сейчас;
  2. либо представлен в виде обязательства продавца.

А что касается товара в виде договора об обязательстве, то:

  • либо он существует в реальности, но отсутствует в месте, где происходит торговля, и тогда продавец дает его описание, устраняющее неизвестность и неопределенность;
  • либо его вообще не существует, и это относится к торговле по предзаказу.

«Обмен материальных ценностей, даже если они представлены в виде обязательства, или дозволенной пользы»: польза не является материальным предметом, однако она возникает из предмета и является подобным ему. Например: у человека есть дом, и его участок очень длинный. К нему приходят соседи и говорят: «Клянемся Аллахом, нам трудно обходить твой участок по пути в мечеть. По воле Аллаха у тебя длинный участок, и хотим купить у тебя право пользования твоей землей для прохода. Открой для нас дорогу, мы купим у тебя право прохода по ней». Это является торговлей.

Возникает вопрос: а почему это является торговлей, а не арендой?

Потому что эта сделка заключается навсегда, а не на определенный срок. Они покупают у него право пользования, при этом они не становятся собственниками земли, но получают право прохода по ней навсегда, пока существует этот дом.

К этому же относится следующий вид торговли, распространенной сегодня:

Человек арендует место на рынке, и у него появляется название, оно становится известным, люди идут туда, и оно приносит выгоду. Тот человек не владеет этим местом, он его арендует. К нему приходит другой человек и говорит: «Бери 100 тысяч и уйди с этого места». Смысл этого в том, что он продал пользу от места за эту сумму. Другими словами, отказался от пользы места за эту сумму.

Правильным мнением является то, что это дозволено, при условии, что действие договора аренды не закончилось, и он является действительным.

Человеку дозволено купить право пользования местом в обмен на материальные ценности. Однако является условием, чтобы получаемая польза была абсолютно дозволенной, то есть, без каких-либо ограничений. Мы поговорим об этом, если будет угодно Аллаху, во время разбора вопроса продажи собак, потому что это очень важный вопрос в наше время.

«Обмен материальных ценностей, даже если они представлены в виде обязательства, или дозволенной пользы на нечто подобное»: то есть торговля может быть в виде обмена материальных ценностей на пользу, либо одних материальных ценностей на другие, либо пользы на материальные ценности. Важно, чтобы оба объекта обмена были представлены в виде материальных ценностей или пользы.

«Навсегда»: это исключает аренду, потому что аренда — это обмен права пользования на материальные ценности на время, а не навсегда.

«При условии, что это не является ростовщичеством»: почему ученые делают такую оговорку? Потому что ростовщичество также попадает под это описание: обмен материальных ценностей, даже если они представлены в виде обязательства, на другие материальные ценности навсегда. Поэтому было необходимо сделать эту оговорку и исключить ростовщичество из понятия торговли.

«Или кредитованием»: так же и кредитование не называется в языке ученых торговлей.

Таково определение торговли.

Есть еще один вопрос, которого мало кто касается, а это: то, что факихи называют необходимыми свойствами торговли.

Эти свойства делают торговлю торговлей. К ним относится:

отсутствие гарантии сохранности начального капитала и отсутствие гарантии прибыли.

В торговле есть риск того, что начальный капитал будет полностью утрачен. Также он может сохраниться и может увеличиться. Нельзя дать гарантию, что товар останется на всю жизнь, как, например, кто-то скажет: «Я гарантирую тебе продажу этого товара на всю жизнь!» Сообщение о реальном положении дел — это одно, а гарантия — это другое. Сохранность начального капитала не может быть гарантирована, нет, он может быть утрачен. Прибыль также не может быть гарантирована: она может быть, а может и не быть. Если будет угодно Аллаху, далее будут приведены примеры современных вопросов, связанных с этим свойством торговли.


3. Финансовые отношения.

«Финансовый отношения» — это термин, состоящий из двух слов: финансы (маль) и отношения (муамалят).

Термин «отношения» предполагает наличие двух сторон.

Под «отношениями» факихи понимают «свод шариатских постановлений, упорядочивающий отношения между людьми».

Такое определение дают факихи термину «отношения». Как вы можете заметить оно включает в себя больше, чем просто финансовые отношения. Поэтому некоторые факихи делят отношения на пять категорий: финансовые сделки, брачные отношения, тяжбы, доверенности, наследственные отношения.

Примером финансовых сделок служат торговля и аренда.

Примером брачных отношений: женитьба, заключение брачного договора.

Примером тяжб: споры, обращение в суд.

Примером доверенностей: депозиты и т.п.

Примером наследственных отношений: получение наследства.

Поэтому мы используем термин «финансовые отношения», чтобы отделить их от остальных типов отношений.

Общий смысл термина «отношения» — это: «свод шариатских постановлений, упорядочивающий отношения между людьми». Если же мы добавляем к нему слово «финансовые», то тем самым ограничиваем его определенным типом отношений.

Таким образом мы получаем значение: «свод шариатских постановлений, упорядочивающий отношения между людьми в вопросах финансов». Финансы — это те же материальные ценности, которые, как мы уже говорили, представляют собой «материальный предмет, имеющий ценность, который может находиться в собственности». Исходя из этого торговля является частью финансовых отношений.

Я хотел указать вам на эти термины, которые связаны с вопросами отношений, чтобы у нас были знания о том, какое положение они занимают в фикхе. Ведь мы хотим достичь некоего общего правильного понимания вопросов торговли. Очень важно при изучении фикха обладать способностью к пониманию, чтобы получить пользу из него. У тебя должна быть способность. Если ты будешь изучать фикх посредством зазубривания отдельных вопросов, то станешь хафизом, а не факихом.

Поэтому многие требующие знания знают некоторые вопросы, но не могут дать фетву. У них нет способности к этому. Ведь что такое способность к фикху? Это: чтобы ты имел правильное понимание вопроса и мог правильно применить его к реальным проблемам людей.

Ты должен правильно понять вопрос, который разбирают ученые, а затем у тебя должна быть способность правильно применить его к реальным проблемам людей. Ведь люди живут в реальности отличной от той, что описана в книгах. Их проблемы могут представать в различных видах, и если у тебя не способности, то ты не сможешь дать фетву, или же допустишь ошибку.

Я расскажу вам одну забавную историю. Один из наших знакомых шейхов, который работал в отделе по просвещению паломников, говорил: «Мы подобны студентам, которые выучили уроки, но, когда зашли на экзамен, им задали вопросы, которых не было в программе». То есть: мы приходим, и мы знаем вопросы хаджа, хвала Аллаху, и знаем их в подробностях, однако люди, каждый год задают новые вопросы, и тот, у кого нет способности, не может ответить на них. Однако, тот, кто способен к пониманию, знает, к какому разделу отнести тот или иной вопрос. Поэтому необходима способность к фикху, чтобы правильно понимать всю совокупность его понятий.

Клянусь Аллахом, братья, я не видел, чтобы человек получил пользу от знания без того, чтобы он любил его. Необходимо, чтобы человек любил то знание, которое он изучает. Он должен погрузиться в него целиком, затем изучить его так, чтобы обрести способность к пониманию, а затем применять его к реальным нуждам людей. Именно таким путем мы и попытаемся получить знание.

Термины, имеющие отношения к этому разделу фикха:

— Глобальные проблемы (навазиль), глобальные проблемы торговли.

«Глобальные проблемы» в понимании обладателей знания — это: «новые по своему виду или форме проблемы в области торговли».

«По своему виду»: то есть те, которых раньше не существовало. Например: торговля акциями. Это новый вид торговли, которого раньше не существовало.

«Или форме»: то есть, они существовали ранее, однако обновилась их форма. Например: ростовщичество. Оно существовало и раньше, однако теперь появилось множество его новых форм в банках, и это стало глобальной проблемой.

— Новые проблемы (аль-кадая аль-мустаджадда).

Это то же самое, что и глобальные проблемы.

— Реальные проблемы (вакиат).

Этот термин часто использовали прежние маликиты. Его значение: «Вопросы о реально произошедших событиях, которые требуют извлечения шариатского постановления».

— Фетвы.

Смысл фетвы в том, что приобретающий знания применяет мнение ученого к решению конкретного вопроса без того, чтобы выводить собственное постановление.

То есть, он не изучал какой-то конкретный вопрос, однако ему известно мнение ученого. Например: приходит человек и говорит: «О приобретающий знания, учащийся у шейхов, я обнаружил, что банк предлагает мне одну из форм торговых сделок. Каково постановление относительно нее?»

Ты говоришь: «Клянусь Аллахом, я не изучал этот вопрос, однако слышал, что шейх Ибн Баз говорил именно об этой форме торговли, что она запретна».

Это называется фетвами. Приобретающий знания применяет мнение шейха, не делая самостоятельного выбора между мнениями. Условием для этого является то, чтобы приобретающий знания был уверен в том, что для этой фетвы подходит мнение признанного ученого.

— Необходимо, чтобы он был уверен в этой фетве. Ни в коем случае нельзя говорить: «Клянусь Аллахом, я предполагаю, что шейх Ибн Баз сказал так-то!» Также нельзя давать фетву если он не уверен, что речь идет именно о той форме, о которой его спрашивают.

— Также необходимо, чтобы он опирался на мнение признанного ученого.

Сегодня некоторые приобретающие знание говорят: «Ученые дают по этому вопросу такую-то фетву». А если ты спросишь у такого: «Кто именно дал такую фетву?», он говорит: «Клянусь Аллахом, я прочитал это в Твиттере у такого-то проповедника».

Фетвы и шариатские постановления выносят только признанные знатоки. Их не берут от каждого. Если кто-то стал известен тем, что обучает людей или произносит проповеди, это не означает, что ты можешь брать у него фетву. Приобретающему знания не дозволено применять фетву кого-либо, кроме признанного обладателя знания, о котором засвидетельствовали, что он может давать фетвы по этим вопросам.

Это то, что связано с отношениями.

А Аллаху ведомо лучше. Да благословит Аллах нашего Пророка и приветствует его миром.


[1] Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа.

[2] Ат-Табарани в «аль-Муджам аль-кабир», Ибн Ади в «аль-Камиль», Ибн Абдульбарр в «Джами баяни аль-ильм ва фадлихи». Аль-Албани назвал хадис хорошим в «ас-Сахиха» (3397).

[3] Муслим.

[4] Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа.

[5] Аль-Бухари и Муслим.

[6] Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и Ибн Хиббан в своем Сахихе. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим достоверным.

[7] Далее следуют версии хадисов, приводимых у аль-Бухари, Муслима и других.

[8] Уценка (арш) — это разница между ценой качественного товара и ценой товара с дефектом. См. урок №10.

[9] Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа.

...

Переводится, с вашей финансовой поддержкой будет легче ин ша Аллах) подробности тут bmagrifa.com/donation

 

Также рекомендуем...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *