Фетвы постоянного комитета и шейха Ибн База в отношении мурджиитов

В ближайшее ин ша Аллах время в данной статье мы опубликуем файл в виде книги, а также дадим ссылку для того, чтобы вы могли приобрести её в печатном виде.

Вступление

С именем Аллаха, Милостивого, Являющего милость!

Вся хвала Аллаху, Господу миров! Мир и благословение нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

А затем:

Вера в Аллаха – это одна из великих основ религии. Приверженцы сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а) сказали, что вера (иман) – это:

  1. Слово, произнесённое языком;
  2. Убеждение сердца;
  3. Деяния органов тела.
  4. Вера (иман) увеличивается путём покорности Аллаху;
  5. Вера (иман) уменьшается из-за ослушания.

Все приверженцы сунны единогласны в этом. Затем появились люди, которые вывели деяния (а′маль) из сущности веры (имана) и из её основы. Речь идёт о мурджиитах, которые состоят из множества групп. Некоторые из них говорят, что дела (а′маль) – это условия полноценности веры (шарт камаль), а не условие её действительности (шарт сыхха). Это учение противоречит доводам из Книги Аллаха и Сунны Его посланника Мухаммада ﷺ, и тому, на чем находятся приверженцы сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а). Однако его приняли некоторые современные искатели знаний, которые много говорят об этом и пишут книги, поддерживающие этот мазхаб, противоречащий истине.

Учёные постоянного комитета (аль-ляджна ад-даима) и уважаемый шейх ′Абд уль-′Азиз ибн ′Абдуллах ибн Баз (предыдущий муфтий Королевства Саудовская Аравия) заняли особую позицию в опровержении этим людям. И мы посчитали, что есть нужда в том, чтобы собрать все их ответы и издать в виде отдельной книги, чтобы люди извлекали из неё пользу, и чтобы она послужила разъяснением истины и напоминанием людям, дабы они не обольщались теми, кто пишет и пропагандирует этот мазхаб, противоречащий тому, на чем приверженцы сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а). Приверженцы сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а) убеждены в том, что деяния (а′маль) – это условие действительности (шарту сыхха) веры (имана), а не то, что его просто дополняет.

А Аллах оказывает содействие! Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.

Муфтий Королевства Саудовская Аравия
Руководитель комитета больших учёных
Руководитель комитета по научным исследованиями и фетвам


Фетва № 21436 (8/4/1421 г.х.)

Вся хвала одному Аллаху! Мир и благословение последнему пророку!

А затем:

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам ознакомился с теми вопросами, которые поступили уважаемому муфтию от большого количества людей. Их вопросы записаны главным секретариатом комитета больших учёных под следующими номерами:

  • № 5411 (7/11/1420 г. х.);
  • № 1026 (17/2/1421 г. х.);
  • № 1016 (7/2/1421 г. х.);
  • № 1395 (8/3/1421 г. х.);
  • № 1650 (17/3/1421 г. х.);
  • № 1893 (25/3/1421 г. х.);
  • № 2106 (7/4/1421 г. х.).

Люди задали множество вопросов, суть которых сводится к следующему.

Вопрос: В последнее время появились идеи ирджа в устрашающем виде. Пропаганде этих идей посвятило себя множество людей, пишущих книги на эту тему. Они опираются на различные отрывочные тексты из слов шейха ислама Ибн Теймии. По этой причине множество людей впали в заблуждение в вопросах имана (веры), ведь те, кто распространяют эти идеи, стараются вывести деяния (а′маль) из понятия веры (имана). Они считают, что тот, кто оставил все деяния, спасётся от Огня. Это убеждение облегчает людям совершение порицаемых поступков, а также деяния многобожия (ширка) и вероотступничества (ридда), ибо они думают, что уже претворили веру (иман), даже если не будут выполнять обязательные предписания и не будут сторониться запретного, и даже если не будут выполнять обряды ислама, опираясь на этот мазхаб.

Нет сомнений в том, что этот мазхаб является опасным для исламского общества. Он несет опасность для убеждений (′акыды) и поклонения (′ибада).

Мы надеемся, что вы разъясните сущность этого учения и его скверное влияние, разъясните истину, основанную на Коране и Сунне, а также приведёте точные тексты того, что говорил шейх ислама (Ибн Теймия), чтобы мусульманин обладал твёрдым знанием в своей религии.

Пусть Аллах окажет вам содействие и направит вас! Мир вам, милость Аллаха и Его благодать!

После изучения вопроса Постоянный комитет выпустил следующий ответ:

Упомянутые вами слова – это слова мурджиитов, которые выводят деяния (а′маль) из понятия веры (имана). Они дают вере (иману) одно из следующих определений:

  • Вера (иман) – это подтверждение сердцем;
  • Вера (иман) – это подтверждение сердцем и произнесение языком.

Что же касается благодеяний (а′маль), то у них это всего лишь условие полноценности веры (имана), а не её составная часть. По их мнению, человек, который подтвердил правдивость (ислама) сердцем и произнёс (свидетельство) языком, является верующим с полноценной верой, что бы он ни совершал, и даже если он оставляет обязательные предписания и совершает запретное. И он заслуживает вхождения в Рай, даже если он никогда не совершал ничего благого. Из этого заблуждения вытекает множество ложных следствий. Например, если опираться на это заблуждение, то мы должны сказать, что человек становится неверным только тогда, когда сочтёт ложью (религию или что-то из религии) или дозволит (неверие) своим сердцем.

Нет сомнений в том, что это мнение является ложным. Это есть явное заблуждение, противоречащее Корану и Сунне и тому, на чем были приверженцы сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а) из числа предшественников и поздних учёных. Эти убеждения распахивают двери перед сторонниками зла и нечестия, чтобы они могли отойти от религии и не придерживаться приказов и запретов, не придерживаться страха пред Аллахом. Эти убеждения способствуют прекращению джихада на пути Аллаха, повеления одобряемого и запрещения порицаемого. Они способствуют тому, что становятся равны друг другу праведный и грешный, подчиняющийся и ослушник, твердо соблюдающий религию Аллаха и нечестивец, отошедший от приказов и запретов религии. Ведь они говорят, что деяния этих людей никак не нарушают веру (иман).

Именно поэтому имамы ислама в ранние и поздние времена заботились о разъяснении ложности этого мазхаба и занимались опровержением его сторонникам. Они посвятили этому вопросу особый раздел в книгах по вероучению (′акыде). Более того, они написали на эту тему отдельные труды, как это сделал шейх ислама Ибн Теймия, да помилует его Аллах, и другие.

Сказал шейх ислама Ибн Теймия, да помилует его Аллах, в книге «аль-′Акыда аль-Уасытыя» (стр. 39):

«Из основ приверженцев сунны и единой общины (ахлю сунна уаль джама′а) то, что религия и вера (иман) – это слово и дело: слово сердца и слова языка, а также деяния сердца, деяния языка и деяния органов, и то, что вера увеличивается посредством подчинения (Аллаху), и уменьшается из-за ослушания».

Также сказал Ибн Теймия в «Китаб уль-иман» (стр. 162):

«В этом вопросе есть слова предшественников и имамов сунны относительно разъяснения веры (имана). Иногда они говорят, что вера (иман) – это слово и дело. Иногда они говорят, что вера (иман) – это слово, дело и намерение. Иногда они говорят, что вера (иман) – это слово, дело, намерение и следование за сунной. Иногда они говорят, что вера (иман) – это слово языка, убеждение сердца и деяния органов тела. Все эти определения являются верными».

Также сказал Ибн Теймия:

«Праведные предшественники сурово порицали мурджиитов, когда те вывели дела за рамки понятия веры (имана). Нет сомнений в том, что их слова, которые делают равной веру (иман) всех людей, относятся к числу сквернейших ошибок. Напротив, люди не равны в том, как они подтверждают истину, не равны в любви, не равны в страхе и не равны в знании. Одни люди превосходят других во многих аспектах».

Также сказал Ибн Теймия:

«В этой основе мурджииты отошли от разъяснений Корана и Сунны, слов сподвижников и тех, кто последовал за ними наилучшим образом. Они опираются на свои личные мнения и на то, что они поняли из религиозных текстов на основе своего понимания арабского языка. Таков путь сторонников религиозных новшеств!». Конец слов на стр. 113.

Пришло множество доводов, указывающих на то, что дела (а′маль) входят в сущность веры (имана), и на то, что вера (иман) увеличивается и уменьшается из-за дел.

Всевышний Аллах сказал: «Ведь (истинными) верующими являются только те, которые когда им напоминают об Аллахе их сердца страшатся; а когда читаются им Его знамения [аяты Корана], они [аяты] увеличивают в них веру, и они [истинные верующие] полагаются только на своего Господа. (Они), которые совершают (обязательную) молитву (надлежащим образом) и из того, чем Мы наделили их, расходуют. Такие являются верующими истинными». Сура «аль-Анфаль», аяты 2-4.

Также Всевышний Аллах сказал: «Уже преуспели верующие [они будут избавлены от огня Ада и войдут в Рай], которые в молитвах своих смиренны, которые уклоняются от праздного [оставляют все такие дела, слова и мысли, которые не ведут к довольству Аллаха], которые выплачивают закят, которые оберегают органы свои (от всего недозволенного) [от прелюбодеяния, и не оголяют части своих тел, запретные к показу чужим], кроме как от жен своих и тех, которыми овладели десницы их [наложниц], поистине же, они вне упрека, (если имеют близость со своими женами и наложницами, так как Аллах дозволил это), а кто же устремится за пределы этого [будет искать близости вне дозволенного Аллахом], то такие (являются) преступниками. (И они – верующие), которые берегут доверенное им и (исполняют) свои договоры, и которые берегут свои молитвы [исполняют вовремя и надлежащим образом]». Сура «аль-Муъминун», аяты 1-9.

И посланник Аллаха ﷺ сказал: «Вера (включает в себя) более семидесяти (или: шестидесяти) ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред (людям), и стыдливость  — (одно из) ответвлений веры». Аль-Бухари, 9; Муслим, 35; Ахмад, 2/379, 414, 445.

И сказал шейх ислама (Ибн Теймия), да помилует его Аллах, в книге «аль-Иман» (стр. 272):

«Основа веры (имана) – в сердце, а сама вера (иман) – это слово сердца и деяние сердца. Вера (иман) – это признание (икрар), которому сопутствует подтверждение правдивости (тасдик), любовь (хубб) и подчинение (инкыяд). Если основа веры находится в сердце, то непременно то, что из нее следует, должно проявляться на органах тела. Если человек не поступает в соответствии с тем, что требует вера, то это указывает либо на отсутствие веры, либо на ее слабость. Именно поэтому явные деяния – это следствие веры в сердце. Они являются подтверждением правдивости того, что в сердце, они указывают на то, что в сердце, являются этому свидетелем. Явные деяния – это одно из ответвлений веры (имана)».

Также он сказал:

«Каждый, кто поразмышляет над тем, что говорят хариджиты и мурджииты в вопросах веры (имана), точно поймет, что это является противоречием посланнику r. Он будет точно знать, что подчинение Аллаху и Его посланнику r является частью полноценности веры, и он не будет считать неверующим любого, кто совершил какой-либо грех. Он будет точно знать, что если бы некие люди сказали бы пророку r: «Мы уверовали в то, с чем ты пришел к нам, и нет у нас в этом сомнений, и признаем это своими языками, произнося два свидетельства, однако мы не будем подчиняться тебе ни в чем из того, что ты повелел, и ни в чем из того, что ты запретил! Мы не будем молиться, не будем соблюдать пост, не будет совершать хадж, не будем соблюдать правдивость в речах, не будем выполнять то, в чем нам доверились, не будем выполнять договора, не будем поддерживать родственные узы, не будем делать вообще ничего из того блага, что ты повелел! Мы будем пить вино, будем вступать в близость со своими родственницами, совершая прелюбодеяние, мы будем убивать всех, кого сможем из твоих сподвижников и членов твоей общины, и будем забирать их имущество. Более того, мы будем сражаться с тобой на стороне твоих врагов!» — разве разумный человек может хотя бы представить, что пророк r сказал бы им: «Вы – верующие, чья вера является полноценной. Я буду заступаться за вас (пред Аллахом) в День Воскресения. Надеюсь, что ни один из вас не войдет в Огонь!». Напротив, каждый мусульманин точно знает, что он сказал бы им: «Вы – самые неверующие люди по отношению к тому, с чем я пришел», и сражался бы с ними, если бы они не покаялись!». Конец слов в книге «аль-Иман» на стр. 272.

Также Ибн Теймия сказал:

«Если слово «иман» («вера») приходит в Коране и Сунне, то под ним имеется в виду то же самое, что под словом «бирр» («благочестие»), словом «такуа» («богобоязненность») и под словом «дин» («религия»), как об этом говорилось ранее. То есть пророк r разъяснил, что «иман» («вера») имеет семьдесят ответвлений, наилучшим из которых является произнесение слов «Ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), а наименьшим — устранение с пути того, что наносит вред людям. Таким образом, все, что любит Аллах, входит в понятие «имана» («веры»). Точно также и в понятие «бирр» («благочестие») входит все это, если это слово приходит ни с чем не связанным. То же самое касается понятий «такуа» («богобоязненность»), «дин» («религия») или «дин уль-ислям» («религия ислам»). Также передаётся, что однажды люди начали спрашивать о вере (имане), и Аллах ниспослал следующий аят: «Не в том (заключается) благочестие, чтобы вам обращать ваши лица (во время молитвы) в сторону востока и запада»». Сура «аль-Бакара», аят 177. См. «аль-Иман», стр. 170.

Затем он сказал:

«Суть в том, что восхваляется (в религиозных текстах) только та вера, которая сопряжена с деяниями, а не та вера, которая свободна от деяний». См. «аль-Иман», стр. 172.

Таковы слова шейха ислама (Ибн Теймии) в вопросах веры (имана). Если же кто-то передаёт от него нечто иное, то он лжёт на него.

Что касается хадиса, в котором пришло, что в Рай войдут люди, которые никогда не совершали ничего благого, то этот хадис не охватывает каждого, кто оставил дела, имея возможность их совершить. Этот хадис является частным и касается тех, кто не совершал деяния по уважительной причине. Или же этот хадис возвращается к другим смыслам, которые соответствуют ясным текстам и тому, в чем были единогласны праведные предшественники.

И если это стало понятным, то Постоянный комитет запрещает и предостерегает от споров в основах вероучения (′акыды), ибо за этим следуют великие беды. Постоянный комитет завещает возвращаться в этих вопросах к книгам праведных предшественников и имамов религии, которые опирались на Коран, Сунну и слова предшественников. Постоянный комитет предостерегает от обращения к книгам, которые противоречат этому, и к современным книгам, написанным людьми, выдающими себя за знатоков религии, но при этом не перенимавшими знание у его обладателей и основополагающих источников. Они высказали безрассудные слова в этой великой основе из основ вероучения, приняли мазхаб мурджиитов и несправедливо отнесли его к приверженцам сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а), и запутали посредством этого людей. Они стали несправедливо поддерживать эти убеждения, передавая слова шейха ислама Ибн Теймии, да помилует его Всевышний Аллах, и других имамов из числа праведных предшественников, упоминая лишь отрывочные цитаты, а также слова, которые могут быть понятно неоднозначно, и при этом они не возвращались к ясным словам этих имамов. Мы советуем этим людям остерегаться наказания Аллаха в отношении самих себя, советуем им вернуться к прямому пути и не раскалывать ряды мусульман посредством этого заблудшего мазхаба. Также Постоянный комитет предостерегает мусульман от того, чтобы их могли обмануть, и ввести в сети этих людей, которые противоречат тому, чего придерживается община мусульман из числа приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а).

Пусть Аллах направит всех к полезному знанию, праведному деянию и пониманию религии!

Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и всех его сподвижников!

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам:

Руководитель: ′Абд уль-′Азиз ибн ′Абдуллах ибн Мухаммад али аш-Шейх;
′Абдуллах ибн ′Абд ур-Рахман аль-Гудаян;
Бакр ибн ′Абдуллах Абу Зейд;
Салих ибн Фаузан аль-Фаузан.


Фетва № 20212 (7/2/1419 г.х.)

Вся хвала одному Аллаху! Мир и благословение последнему пророку!

А затем:

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам ознакомился с вопросом, который поступил уважаемому муфтию от Ибрахима аль-Хамдани. Этот вопрос был передан Постоянному комитету от главного секретариата комитета больших ученых под № 942 (1/2/1419 г. х.).

Спрашивающий задал такой вопрос:

«Уважаемому муфтию Королевства Саудовская Аравия, шейху ′Абд уль-′Азизу ибн ′Абдуллаха ибн Базу, да защитит его Аллах. Мир вам, милость Аллаха и Его благодать. А затем:

Уважаемый шейх! Мы в этой стране, в Королевстве Саудовская Аравия пребываем в великой милости, а самой величайшей милостью является милость единобожия (таухида). В вопросах обвинения в неверии (такфира) мы отвергает учение хариджитов и учение мурджиитов.

В эти дни в мои руки попала книга под названием «Ихкам ат-такрир фи ахкам ат-такфир» («Разъяснение постановления в вопросах обвинения в неверии»). Ее написал иорданец по имени Мурад Шукри. Я знаю, что он не относится к числу ученых, и не изучал религиозные науки. В этой книге он распространяет ложное учение крайних мурджиитов. Он говорит, что нет неверия, кроме как неверие тех, кто считает религиозные тексты ложью (куфр ат-такзиб). Как мы знаем, эти слова противоречат истине и противоречат доводам, которых придерживаются приверженцы сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а), и тому, что распространили имамы (недждийского) призыва в этой благодатной стране.

Обладатели знания утвердили, что неверие может проявляться в словах, в делах, в убеждениях и в сомнениях.

Мы надеемся, что вы разъясните истину, чтобы никто не обольстился этой книгой, ибо к содержимому этой книги призывает группа, относящая себя к пути праведных предшественников в Иордании.

Пусть Аллах покровительствует вам! Мир вам, милость Аллаха и Его благодать!».

После изучения вопроса Постоянный комитет выпустил следующий ответ:

После ознакомления с упомянутой вами книгой, мы обнаружили, что она содержит то, что было упомянуто, то есть она утверждает и распространяет учение мурджиитов. В ней говорится, нет неверия, кроме как неверие тех, кто считает религиозные тексты ложью (куфр ат-такзиб) или отрицает их (куфр аль-джухуд). Эта книга поддерживает это жалкое учение, прикрываясь именем сунны и религиозных доводов. Автор этой книги говорит, что этого мнения придерживались ученые из числа предшественников. Все это является невежеством в отношении истины, обманом и введением в заблуждение тех, кто только начинает изучать религию. Ведь автор этой книги говорит, что таково мнение предшественников и ученых, которые глубоко исследовали эти вопросы. На самом же деле, это учение мурджиитов, которые говорят: «При наличии веры (имана) грехи не причиняют вреда». По их мнению, вера (иман) – это просто подтверждение истины сердцем, а неверие (куфр) – это отрицание истины. Это есть излишество в упущении. На другой стороне находится ложное учение хариджитов, которое представляет собой излишество в чрезмерности в вопросах обвинения в неверии (такфира).

Оба этих учения являются жалкими и ложными, и относятся к заблудшим учениям. Общеизвестны те дурные последствия, которые следуют за этими убеждениями.

Аллах наставил приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а) к истинному слову, правдивому мазхабу и срединному вероучению, которое находится между чрезмерностью и упущением. Они считают запретной честь мусульманина, считают запретным покушение на его религию, и говорят, что запрещено обвинять мусульманина в неверии, кроме как по праву, на которое указывает религиозный довод. Они говорят, что неверие может проявляться в словах, в делах, в оставлении, в убеждениях и в сомнениях, ибо на это указывают доводы из Корана и Сунны.

Таким образом, запрещено распространять и печатать эту книгу, и запрещено относить ту ложь, которая в ней, к религиозным доказательствам из Корана и Сунны. Нельзя говорить, что то, что содержится в этой книге, является убеждениями приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а). Тот, кто ее написал, и тот, кто ее распространял, должны объявить о своем покаянии пред Аллахом, ибо покаяние искупает грех. Что же касается людей, чьи стопы не окрепли в религиозном знании, то они не должны погружаться в подобные вопросы, ибо за этим последует вред и порча вероучения, которая будет многократно превосходить ту пользу, которую они хотели достичь.

И только Аллах оказывает содействие! Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам:

Руководитель: ′Абд уль-′Азиз ибн ′Абдуллах ибн Баз;
Заместитель руководителя: ′Абд уль-′Азиз ибн ′Абдуллах ибн Мухаммад али аш-Шейх.
′Абдуллах ибн ′Абд ур-Рахман аль-Гудаян;
Бакр ибн ′Абдуллах Абу Зейд;
Салих ибн Фаузан аль-Фаузан.


Фетва № 21435 (8/4/1421 г.х.)

Вся хвала одному Аллаху! Мир и благословение последнему пророку! А затем:

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам изучил поступившие вопросы, записанные главным секретариатом комитета больших ученых под следующими номерами:

  • № 802 (9/2/1421 г. х.);
  • № 1414 (8/3/1421 г. х.);
  • № 1709 (18/3/1421 г. х.).

Эти вопросы связаны с книгой «Хакыкат уль-иман бейна гулюв иль-хауаридж уа тафрит иль-мурджиа» («Сущность веры между излишеством хариджитов и упущением мурджиитов»), автором которой является ′Аднан ′Абд уль-Кадир. Эта книга была распространена в Кувейте организацией «аш-Шари′а».

После изучения вопроса Постоянный комитет говорит:

Эта книга поддерживает учение (мазхаб) мурджиитов, которые выводят деяния (′амаль) за рамки веры (имана), выводят деяния из ее сущности. У них деяние – это лишь условие полноценности веры (шарт камаль). Автор этой книги поддерживает это ложное учение, передавая слова обладателей знания отрывками, разделяя их и приводя частями, а также упоминая их не на своих местах. Также он допускает ошибки в отнесении слов к их авторам.

Например, на стр. 9 он упомянул слова, приписав их имаму Ахмаду, да помилует его Всевышний Аллах, хотя эти слова произнес Абу Джа′фар аль-Бакыр.

Также названия глав, установленные им, не соответствуют тому, что он в них приводит. Например, на стр. 9 он говорит: «Основа веры (имана) в сердце, и кто разрушил ее, тот стал неверным», а затем приводит слова шейха ислама Ибн Теймии, которые не соответствуют тому, что он упомянул в названии.

Также он обрезает слова ученых. Например, на стр. 9 он обрезал слова Ибн Теймии, которые приводятся в книге «аль-Фатауа», (7/644; 7/377).

Также на стр. 17 он привел слова Ибн уль-Каййима из книги «Уддат ас-сабирин», но обрезал ту часть слов, которая разрушает тот мурджиизм, к которому он склонился.

На стр. 33 он обрезал часть слов Ибн Теймии, которые приводятся в книге «аль-Фатауа», (11/87). Также на стр. 34 он обрезал часть слов Ибн Теймии, которые приводятся в книге «аль-Фатауа», (7/638-639). Также на стр. 37 он обрезал часть слов Ибн Теймии, которые приводятся в книге «аль-Фатауа», (7/494).

Также на стр. 38 он обрезал завершение слов Ибн уль-Каййима из книга «ас-Салят» (стр. 59).

Также на стр. 64 он не упомянул завершение слов Ибн Теймии из книги «ас-Сарим уль-маслюль», (3/967-969). Также на стр. 67 он не упомянул завершение слов Ибн Теймии из книги «ас-Сарим уль-маслюль», (3/971).

В этой книге еще много подобных искажений, поддерживающих учение мурджиитов, и он выдает это людям, как убеждения приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а). Именно поэтому эту книгу необходимо запретить и не распространять. И мы советуем автору этой книги остерегаться наказания Аллаха, вернуться к истине и отдалиться от очагов заблуждения.

А Аллах – Тот, Кто оказывает содействие! Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам:

Руководитель: ′Абд уль-′Азиз ибн ′Абдуллах ибн Мухаммад али аш-Шейх.
′Абдуллах ибн ′Абд ур-Рахман аль-Гудаян;
Бакр ибн ′Абдуллах Абу Зейд;
Салих ибн Фаузан аль-Фаузан.


Фетва № 21517 (14/6/1421 г. х.)

Вся хвала одному Аллаху! Мир и благословение последнему пророку! А затем:

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам ознакомился с вопросами, которые поступили уважаемому муфтию от некоторых желающих добра людей. Эти вопросы были записаны главным секретариатом комитета больших ученых под № 2928 и № 2929 (13/5/1421 г. х.).

Эти вопросы посвящены двум книгам:

  • «ат-Тахзир мин фитнат ит-такфир»(«Предостережение от смуты обвинения в неверии»);
  • «Сайхату назир»(«Крик увещевающего»).

Их собрал ′Али Хасан аль-Халяби. Обе эти книги призывают к учению мурджиитов и в них говорится, что деяния не являются условием действительности веры (имана), и эти убеждения приписываются приверженцам сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а). Обе эти книги строятся на искаженном цитировании слов шейха ислама Ибн Теймии, хафиза Ибн Касира и других ученых, да помилует Аллах их всех.

Люди, желающие добра, хотят, чтобы Постоянный комитет разъяснил то, что в этих книгах, дабы читатели смогли отличить истину ото лжи.

После того, как Постоянный комитет изучил упомянутые книги и ознакомился с ними, стало понятным, что книга «ат-Тахзир мин фитнат ит-такфир» («Предостережение от смуты обвинения в неверии»), собранная ′Али Хасаном аль-Халяби, и те слова ученых, которые он упомянул во вступлении, а также в сносках, содержат в себе следующее:

Во-первых, автор построил эту книгу на учение мурджиитов, которое является ложным и привнесенным в религию. Мурджииты ограничивают неверие (куфр) только неверием отрицания (куфр аль-джухуд), неверием обвинения во лжи (куфр ат-такзиб) и неверием дозволения в сердце (куфр аль-истихляль аль-кальбий)[1]. Например, об этом говорится на стр. 6 (во второй сноске) и на стр. 22. Это противоречит тому, чего придерживаются приверженцы сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а). Они говорят, что неверие (куфр) может проявляться и в убеждениях, и в словах, и в делах, а также в сомнениях.

Во-вторых, он исказил слова Ибн Касира, да помилует его Всевышний Аллах, при их цитировании из книги «аль-Бидая уа ннихая», (13/118). В сноске на стр. 15 он передал слова следующие слова Ибн Касира: «Поистине, Чингисхан заявлял, что Ясак[2] – от Аллаха, и это было причиной их неверия (куфра)». Мы вернулись к упомянутому месту, но не нашли в нем того, что он приписал Ибн Касиру, да помилует его Всевышний Аллах.

В-третьих, он наговорил на шейха ислама Ибн Теймию, да помилует его Всевышний Аллах. На стр. 17-18 он заявил о том, что замененный закон не является неверием (куфром) по мнению шейха ислама, если только (человек, заменяющий закон), не делает это со знанием, убежденностью и дозволением.

Это – чистая ложь на шейха ислама Ибн Теймию, да помилует его Всевышний Аллах. Он – тот, который распространял убеждения приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а). А то, что упомянул автор, есть учение мурджиитов.

В-четвертых, он исказил то, что имел в виду уважаемый ученый Мухаммад ибн Ибрахим, да помилует его Всевышний Аллах, в своем послании «Тахким уль-кауанин аль-уад′ия» («Вынесение решений согласно выдуманным законам»). Автор вышеупомянутой книги считает, что шейх (Мухаммад ибн Ибрахим) ставит условием (неверия) дозволение сердцем, хотя слова шейха, в упомянутом послании, ясны, как солнце, ведь он следовал по пути приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а).

В-пятых, разъясняя слова обладателей знания, он разъясняет их не так, как они имели в виду. Например, подобное можно встретить в сносках на стр. 108-110.

В-шестых, в этой книге содержится умаление важности вынесения постановлений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах. Особенно это заметно на стр. 5 (первая сноска), где автор говорит, что тот, кто уделяет внимание единобожию (таухиду) в этом вопросе, имеет схожесть с шиитами-рафидитами. Это – отвратительная ошибка!

В-седьмых, также Постоянный комитет ознакомился со вторым посланием «Сайхату назир» и обнаружил, что это послание является поддержкой вышеупомянутой книге. И ее положение таково, как мы уже упомянули.

Именно поэтому Постоянный комитет считает, что запрещено печатать эти книги, запрещено распространять и передавать их друг другу, ибо они содержат в себе ложные убеждения и искажения. Мы советуем автору этих книг остерегаться наказания Аллаха в вопросах, связанных с ним самим и с мусульманами, а, особенно, молодежью.

Мы советуем ему проявить усердие в приобретении религиозного знания у ученых, знание которых заслуживает доверия, и которые известны своими правильными убеждениями. Знание – это то, что вверено на хранение, и нельзя распространять его, кроме как в соответствии с Кораном и Сунной. Мы советуем ему отказаться от подобных убеждений и сойти с этого отвратительного пути искажения слов обладателей знания. Общеизвестно, что возвращение к истине – это достоинство и почет для мусульманина.

А Аллах – Тот, Кто оказывает содействие! Пусть Аллах благословит и приветствует нашего пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников!

Постоянный комитет по научным исследованиям и фетвам:

Руководитель: ′Абд уль-′Азиз ибн ′Абдуллах ибн Мухаммад али аш-Шейх.
′Абдуллах ибн ′Абд ур-Рахман аль-Гудаян;
Бакр ибн ′Абдуллах Абу Зейд;
Салих ибн Фаузан аль-Фаузан.


О том, кто ограничивается произнесением слов «Ля Иляха Илля Аллах», но не поступает в соответствии с ними

Вопрос: Слова «кто произнес «ля иляха илля Ллах» (нет истинного бога, кроме Аллаха), тот войдет в Рай» — это хадис?! Каков его смысл?! Достаточно ли человеку просто произнести «ля иляха илля Ллах», если он не поступает в соответствии со смыслом этих слов?!

См. «Маджму′ фатауа уа макалят мутанаууи′а», (28/204) шейха ′Абд уль-′Азиза ибн База, да помилует его Аллах.

Отвечает шейх ′Абд уль-′Азиз ибн Баз:

Относительно этого пришло множество хадисов от пророка ﷺ. Они указывают на то, что человек, произнесший «ля иляха илля Ллах», будучи правдивым в сердце, войдет в Рай. А в некоторых из них сказано: «…будучи искренним от всего сердца…».

В одном из хадисов сказано: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: «Ля иляха илля Ллах», а если они скажут эти (слова), то защитят от меня свою кровь и свое имущество, (которых впредь их могут лишить) не иначе как по праву, и (тогда) отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах». Аль-Бухари, 25; Муслим, 21.

В другой версии сказано: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, (которых впредь их могут лишить не иначе как) по праву ислама, и (тогда) отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах». Аль-Бухари, 25; Муслим, 22.

Все эти хадисы разъясняют друг друга. Их смысл таков: если человек сказал «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха»), будучи правдивым в сердце, будучи искренним перед Аллахом, и выполнял права этого свидетельства, совершая то, что повелел Аллах, и, оставляя то, что Он запретил, и умер на этом, тогда он войдет в Рай, а пока он жив, его жизнь и его имущество будут защищены, кроме как по праву исламу.

Все мусульмане обязаны остерегаться наказания Аллаха и посвящать свое поклонение только Ему, и веровать в Его посланника Мухаммада ﷺ, и уверовать в то, что он был посланникам к джиннам и людям, и что он был последним из пророков, и после него уже не будет пророка. Вместе с этим они должны выполнять то, чем их обязал Аллах, и оставлять то, что Он запретил, и помогать друг другу в благочестии и богобоязненности, и завещать друг другу истину и терпение. Они должны отречься от всего, что противоречит этому из любых языческих религий. Тот, кто умер в таком положении, войдет в Рай без расчета и наказания. Если же человек совершал какие-либо грехи, например, совершал прелюбодеяние, распивал опьяняющие напитки, поедал ростовщичество, ослушивался родителей и т.д., и умер в таком состоянии, не раскаявшись, то он находится под желанием Всевышнего Аллаха. Если Аллах пожелает, простит его, и это будет милостью и добротой от Аллаха по причине того, что этот человек исповедовал единобожие и уверовал в Аллаха и Его посланника ﷺ, и спасся от многобожия (ширка). А если Аллах пожелает, то может и наказать его в соответствии с его грехами, на которых он умер, но затем Аллах выведет его из Огня после того, как этот человек очистится, а затем он войдёт в Рай.

Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает то, что меньше этого [другие грехи, кроме многобожия и неверия], кому пожелает». Сура «ан-Ниса», аят 48.

Аллах сообщил, что не прощает многобожие тому, кто умер на нем. Что же касается грехов, которые меньше многобожия, то их прощение связано с желанием Аллаха. Аллах может простить человеку, оказав ему милость без чьего-либо заступничества. Также Аллах может простить некоторым людям после заступничества пророков, праведников, умерших малолетних детей и т.д. Речь идет о тех верующих, кому Аллах позволит заступаться.

Всевышний Аллах сказал: «Кто (может) заступиться (за кого-либо) пред Ним, без Его позволения?». Сура «аль-Бакара», аят 255.

Также Аллах сказал в отношении ангелов: «И не заступаются они, кроме как (только) за того, кем Он доволен». Сура «аль-Анбия», аят 28.

Также Всемогущий и Великий Аллах сказал: «И сколько ангелов в небесах, заступничество которых ни от чего (вас) не избавит [не будет пользы от их заступничества], если только не после того, как дозволит Аллах тем, кому Он пожелает и кем будет доволен». Сура «ан-Наджм», аят 26.

Достоверно установлено, что посланник Аллаха ﷺ в Судный День будет заступаться за многих грешников из членов его общины, которые войдут в Ад по причине своих грехов. И после каждого его заступничества Аллах будет выводить из Огня группу верующих. Также будут заступаться ангелы, пророки, праведники и умершие малолетние дети, но только после того, как Аллах дозволит им заступиться.

Затем в Аду останется группа грешников, которых не охватило заступничество, и Аллах выведет их из Огня по Своей милости и щедрости, после чего в Аду останутся только неверующие. Они будут пребывать в Аду вечно.

Всемогущий и Великий Аллах сказал о них: «Таким же образом Аллах покажет им их деяния, чтобы это опечалило их. Они никогда не выйдут из Огня». Сура «аль-Бакара», аят 167.

Также Аллах сказал: «Они [неверующие] захотят выйти из Огня, но (ни за что) не выйдут они оттуда. И для них – постоянное наказание!». Сура «аль-Маида», аят 37.

Также Аллах сказал: «Как только она [Геенна] потухает, Мы прибавляем им пламени». Сура «аль-Исра», аят 97.

Также Аллах сказал: «Вкусите же [ощущайте адские мучения] и Мы не прибавим вам ничего, кроме наказания!». Сура «ан-Наба», аят 30.

Также Всевышний Аллах сказал о них: «Не будет решено о них, чтобы они умерли [они там никогда не умрут], но и не будет облегчено им это наказание. Так Мы воздадим каждому неверующему! И они будут просить помощи в нем [в Аду]: «О, Господь наш! Выведи нас (из Ада), мы будем совершать праведное – (совсем) не то, что мы делали (в нашей жизни)». Сура «Фатыр», аяты 36-37.

Но Аллах ответит им: «Разве Мы не даровали вам жизнь достаточно долгую для того, чтобы опомнился тот, кто мог опомниться? Да и предостерегающий увещеватель приходил к вам. Вкусите же наказание, и нет для беззаконников помощников». Сура «Фатыр», аят 37.

Подобных аятов множество. И то, что мы упомянули, есть мнение приверженцев сунны и единой общины (ахлю ссунна уаль джама′а) из числа сподвижников пророка r и тех, кто последовал за ними наилучшим образом. Мы просим Аллаха, чтобы Он сделал нас из их числа! А Аллах – Тот, Кто оказывает содействие!


Свидетельство «Ля Иляха Илля Ллах» подразумевает слово и деяние

Вопрос: свидетельство «ля иляха илля Ллах» («нет истинного бога, кроме Аллаха») – это просто слово, произносимое языком, или оно нуждается в благих поступках?!

См. «Маджму′ фатауа уа макалят мутанаууи′а», (28/209) шейха ′Абд уль-′Азиза ибн База, да помилует его Аллах.

Отвечает шейх ′Абд уль-′Азиз ибн Баз:

Это свидетельство относится к числу самых великих и достойных слов, произносимых людьми. Это свидетельство – слово и дело. Недостаточно просто слов. Если бы просто слов было достаточно, то лицемеры были бы мусульманами, ибо они произносили это свидетельство, но все же остались неверными. Более того, они будут находиться в самой нижней степени Ада, ибо они произносили это свидетельство без веры и убежденности. Когда человек произносит это свидетельство, непременно должно присутствовать убеждение сердца и вера сердца в то, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха.

Также человек, произносящий свидетельство, обязательно должен выполнять право этого свидетельства, совершая то, что ему вменено в обязанность, и оставляя запретное. Это относится к правам свидетельства «ля иляха илля Ллах».

Пророк ﷺ сказал: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не скажут: «Ля иляха илля Ллах», а если они скажут эти (слова), то защитят от меня свою кровь и свое имущество, (которых впредь их могут лишить) не иначе как по праву, и (тогда) отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах». Аль-Бухари, 25; Муслим, 21.

В другой версии сказано: «Мне было велено сражаться с людьми до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать всё это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество, (которых впредь их могут лишить не иначе как) по праву ислама, и (тогда) отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах». Аль-Бухари, 25; Муслим, 22.

Суть в том, что слово непременно должно сопровождаться убежденностью, знанием и деяниями. Это не должно быть просто словом языка. Ведь иудеи произносят это свидетельство и лицемеры произносят это свидетельство, однако оно не приносит им пользы, ибо они не претворили в жизнь дела и убеждения. Человек непременно должен быть убежден в том, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха. Он должен быть убежден в том, что всё, чему поклоняются люди, будь это идолами, деревьями, камнями, могилами, пророками, ангелами и т.д., является ложным объектом поклонения. Поклонение им – это придание сотоварищей Всемогущему и Великому Аллаху. Необходимо уверовать в одного Аллаха, и это и есть смысл «ля иляха илля Ллах». Смысл этого свидетельства таков: нет истинного бога, кроме Аллаха.

Всевышний Аллах сказал: «Это потому, что Аллах – Истина [Истинный Бог], а то, что они призывают помимо Него, это – ложь». Сура «Лукман», аят 30.

Также Всевышний Аллах сказал: «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, посвящая религию лишь Ему, как ханифы [единобожники]». Сура «аль-Беййина», аят 5.

Также Аллах сказал: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного просим о помощи». Сура «аль-Фатиха», аят 5.

Также Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него». Сура «аль-Исра», аят 23.

Также Аллах сказал: «Поклоняйся же Аллаху, посвящая религию лишь Ему. Воистину, чистая религия может быть посвящена (только) одному Аллаху». Сура «аз-Зумар», аяты 2-3.

Также пророк ﷺ сказал: «Кто сказал: «Ля иляха илля Ллах», и проявил неверие во всё то, чему поклоняются, помимо Аллаха, имущество и жизнь того становятся запретными».

В другой версии, которую приводит Муслим, сказано: «Кто исповедовал единобожие в отношении Аллаха и проявил неверие во все то, чему поклоняются, помимо Аллаха, имущество и жизнь того становятся запретными». Муслим, 23, со слов Тарика ибн Ашьяма аль-Ашджа′и

Это указывает на то, что непременно должно присутствовать единобожие и искренность перед Аллахом.

Однажды пророк ﷺ отправил Му′аза (да будет доволен им Аллах) в Йемен в качестве учителя, наставника, правителя и предводителя. Пророк ﷺ сказал ему: «Призови их к тому, чтобы они исповедовали единобожие в отношении Аллаха». Аль-Бухари, 7372.

В другой версии сказано: «Призови их к свидетельству о том, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и что я — посланник Аллаха, и, если они подчинятся этому, уведоми их о том, что Аллах вменил им в обязанность (совершение) пяти молитв ежедневно, если же они подчинятся и этому, уведоми их о том, что Аллах обязал их выплачивать милостыню, которую следует брать у богатых и отдавать бедным из их числа». Аль-Бухари, 1395; Муслим, 19.

Суть в том, что необходимо не только произнести это свидетельство, но и уверовать в него, и совершать деяния в соответствии с ним. Человек свидетельствует о том, что нет истинного бога, кроме Аллаха, будучи знающим, убежденным, искренним, правдивым и любящим то единобожие, на которое это свидетельство указывает, и, подчиняясь обязанностям, которое оно несет, и принимая все это, и отрекаясь от того, чему поклоняются, помимо Всевышнего Аллаха. Именно такой должна быть вера в это свидетельство. Человек произносит его, будучи убежденным в том, что нет истинного бога, кроме Аллаха, и обладая таким знанием, в котором нет невежества и сомнения, и будучи искренним в этом, так что в нем нет показного благочестия или желания славы. Также он должен любить то единобожие и ту искренность, на которое это свидетельство указывает. Также он должен быть правдивым, а не произносить его, как произносят лицемеры. Они произносят это свидетельство своим языком, но внутри считают его ложью.

Также произносящий это свидетельство должен принимать то единобожие, на которое оно указывает, и подчиняться ему. Он должен любить это и придерживаться этого, а также должен отречься от всего, чему поклоняются, помимо Аллаха, и проявить неверие во все то, чему поклоняются, помимо Аллаха.

Аллах сказал: «Нет принуждения к религии. Уже ясно отличился истинный путь от заблуждения. Кто отвергает лжебога [отрекается от любого, кому или чему поклоняются кроме Аллаха] и верует в Аллаха, тот ухватился за крепчайшую связь, для которой нет сокрушения. И Аллах – Слышащий, Знающий!». Сура «аль-Бакара», аят 256.

Отречение от лжебога – это отречение от того, чему поклоняются, помимо Аллаха, и убежденность в ложности этих объектов поклонения. Человек должен отречься от поклонения не Аллаху и считать поклонение не Аллаху ложным. Он должен быть убежден в том, что поклонение по праву – это то поклонение, которое посвящено только одному Аллаху, и нет у Него в этом сотоварища. Не являются Его сотоварищами в этом ни ангелы, ни пророки, ни деревья, ни камни, ни мертвые, ни кто-либо еще.


[1] То есть у них человек может стать неверным только тогда, когда он начнет отрицать что-то из религии или сочтет это ложью, или дозволит что-то из неверия сердцем

[2] Санкционированный Чингисханом монгольский свод законов и установлений

Также рекомендуем...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *